Вся психиатрия
Четверг, 28.03.2024, 18:09
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2010 » Июнь » 1 » Обучение на судебно-психиатрического эксперта: Очень трудно не пытаться помочь
    13:00
    Обучение на судебно-психиатрического эксперта: Очень трудно не пытаться помочь

    Обучение на судебно-психиатрического эксперта: Очень трудно не пытаться помочь

    Психиатры, проходящие курс обучения на судебно-психиатрического эксперта, обязаны занимать в своей профессии иную позицию. Они не оказывают помощь, и они действуют на стыке законодательства о здравоохранении и уголовного права. ''В положении эксперта Вы не имеете возможности помогать пациентам''.

    Кевину полтора года. Через несколько месяцев после появления на свет его изъяли из дома родителей. Интеллектуально сниженные родители ребенка не обеспечивали ему необходимый уход. Но сейчас ситуация несколько изменилась: решается вопрос с долгами, у них есть дом, и они хотят вернуть своего сына. ''Цель данного разговора – убедиться, можно ли Кевину возвращаться домой,'' – говорит судебно-психиатрический эксперт Фемке. ''Но Кевин сейчас может вернуться домой, '' – отвечает мать Кевина. – ''Потому что у нас сейчас есть жилье. А для Кевина лучше всего быть у себя дома, '' – гордо добавляет отец ребенка. ''Я это понимаю, но мы сначала должны посмотреть, насколько это возможно,'' – объясняет Фемке. ''Да конечно, возможно, '' – повторяет мать, решительно оглядывая Фемке. Она повторяет еще раз: ''Теперь у нас есть дом, так что Кевин может вернуться домой''. Фемке замолкает. Как еще ясно объяснить, что сначала необходимо провести исследование ситуации?

    К счастью, описанная ситуация не происходит в реальной жизни, это часть подготовки. Сегодня психиатр Фемке отрабатывает поведение в практических ситуациях, и делается это в ролевых играх и с помощью актеров. Этот день практики для нее и еще для 10 курсантов – последний и завершающий модуль в подготовке на судебно-психиатрического эксперта при Нидерландском институте судебной психиатрии и психологии. Институт предлагает независимую психиатрическую и психологическую экспертизу (диагностика, уход и рекомендации). Обучение на эксперта продолжается один год, а учебная нагрузка составляет примерно один день в неделю. Обучение идет по объединенному курсу: ''Экспертное обследование поведения и подготовка отчета для суда'' и ''Подготовка экспертов для оценки несовершеннолетних''. Говорит руководитель обучения г-жа Бланкман: ''Наш учебный курс включает в себя добротное обучение в области уголовного и гражданского исследования, и составления отчетов для суда о взрослых, детях и подростках, которые оказались в сфере действия органов юстиции или детского надзора (все курсанты уже являются лицензированными психиатрами или клиническими психологами, т.е. имеют за плечами 10 лет обучения со сдачей необходимых экзаменов – прим. перев.).

    Помогать категорически запрещается

    Помимо судебно-психиатрической диагностики, акцент делается на освоении практических навыков. От чтения дела до формулирования показаний к лечению в судебно-психиатрической клинике (в частности, специализация лечения, режим безопасности и т.д.), судебно-психиатрического исследования, и составления отчета. Уделяется внимание и практическим вопросам содержательного характера, таким как оценка родительского воспитания, распознание злоупотреблений, перенесенных в детском возрасте, педагогической запущенности и картины психических расстройств у лиц, находящихся в предварительном заключении. ''Год обучения начинается с общей части, в которой объясняется Ваша позиция как судебно-психиатрического (психологического) эксперта, описывается сфера Вашей деятельности и рассматриваются вопросы судебной диагностики,'' - рассказывает Бланкман. ''Далее следуют три специфические части: взрослые, дети и уголовное право, и дети и гражданское право. Здесь внимание в том числе уделяется картине расстройств и оценке рисков. В заключительном модуле главное место занимает коммуникация. В роли эксперта Вам приходится иметь дело со многими людьми. От находящегося в спутанном состоянии агрессивного подэкспертного – до педагогически запущенного подростка в пубертате, а также с родителями, детьми, разными инстанциями, коллегами-экспертами, выполняющими смежный блок экспертизы и т.д. У обычного психиатра (психолога) тоже много контактов с разными людьми, но здесь у Вас иная роль: как эксперт Вы не можете помогать''.

    Заключительный модуль ''Коммуникация с подэкспертным, референтными лицами и коллегами-экспертами'' показывает, как идет отработка темы коммуникации. Многие курсанты замечают в своих отчетах, которые они пишут в условиях супервизии, как трудно не оказывать помощь. ''Насколько ты честен с самим собой, когда хочешь сообщить подэкспертному о важности сотрудничества с экспертом?'' – задает себе вопрос психиатр Питер. Вопрос понятен: ведь то, что расскажет подэкспертный будет работать против него. Именно поэтому эксперт первым делом разъясняет подэкспертному свою функцию.

    Специалист в области поведения Герти также мучается проблемами коммуникации. ''Иногда приходится одновременно решать сразу две задачи, - рассказывает она. ''Вот недавно у меня была беседа рекомендательного характера с агрессивным пубером и его отцом. С одной стороны, мне хотелось, чтобы подросток чувствовал себя непринужденно, и, с другой стороны, мне нужно было провести конфронтацию в связи с его поведением. В результате, я так и не успела подойти к своим рекомендациям, потому что подросток разозлился и ушел. Потом я уже думала о том, что следовало вы начать с рекомендаций. Тогда остальное было бы ясно''.

    Пока психиатры и психологи обмениваются опытом в отношении трудных моментов и препятствий, занятые в тренинге актеры что-то торопливо пишут. Во время ролевых игр, в которых актеры выступают в качестве материала для упражнений, курсанты могут проверить себя в ситуациях, которые они считают трудными. ''Для каждого будет конкретная ситуация, в которой он будет исполнять роль судебно-психиатрического (психологического) эксперта. Курсант может также выполнять функцию суфлера, и подсказывать эксперту, что следует предпринять, если тот ''застревает''. После окончания проигрывания ситуации происходит ее разбор, и здесь достаточно возможностей для обратной связи'', - говорит руководитель курса.

    И теперь мы возвращаемся к Фемке, которая не знает, как себя вести дальше с ''родителями Кевина''. Ей на помощь приходит ее суфлер Симон. ''Адаптируй свой стиль коммуникации. Люди со сниженным интеллектом воспринимают все, что ты говоришь, буквально. Кевин может вернуться домой – да, действительно, может. Подтверди это, успокой их, а потом четко поясни, что теперь ты собираешься исследовать, насколько это возможно''. Это приносит облегчение. После нового раунда разыгрывания ситуации родители начинают осторожно кивать головами.

    Изменения голоса и язык тела

    Хорошим помощником в управлении беседой может оказаться и язык тела. Это недавно для себя обнаружил психиатр Патрик. У него раньше не было проблем с мотивированием подэкспертных к сотрудничеству. До тех пор, пока актриса Велмуд не вошла в образ психически спутанной бродяжки лет тридцати. Она недоверчиво смотрит на Патрика и ничего не говорит. На вопросы о том, как у нее обстоят дела, знает ли она, почему она находится здесь или почему он хочет поговорить с ней, она в ответ молчит. При вопросах содержательного характера, у нее появляются тики, она нервничает, но при этом не раскрывает рта. Патрик оглядывается на своих сокурсников. Такого он не ожидал. Один из сокурсников подсказывает: ''Обрати внимание на язык своего тела. Вы оба сидите, откинувшись назад. Измени тон. Ведь можно задать вопрос иначе: ''Ну, расскажи, что ты такого совершила, что оказалась на этом стуле?''. Это вызвало прорыв в ситуации. Как только Патрик изменил положение своего тела и голос, нехотя и нерешительно пошли ответы.

    Во время разбора ситуации актриса Велмуд обеспечивает обратную связь для Патрика. ''Твои вопросы были краткими и формальными. Ты часто повторял мне ''Ты должна''. Для меня это звучит угрожающе. Поэтому я забивают в свою раковину, и не собираюсь из нее выбираться''. Прорыв иногда происходит из-за мелочей. Бланкман дает пояснение примером: ''Если сидишь прямо напротив человека, то это воспринимается как сильная угроза. Можно сдвинуться правее или левее от сидящего напротив человека''.

    Как можно по-другому, показывает психиатр Яап. Во время беседы с нарцисстическим и раздраженным полицейским, он не обращает внимания на нарсисстический гнев своего подэкспертного. ''Пишите, что хотите. Всю эту чушь собачью. Копай, копай, '' – выпаливает актер Роб. Яап: ''Итак, в течение двух-трех бесед я бы хотел получить представление о том, что Вы из себя представляете, и как это связано с деликтом''. – ''Я себя и так хорошо знаю'', - резко отвечает актер. – ''Да?'', - спокойно продолжает Яап. ''Ну и что же Вы из себя представляете?'' Роб под впечатлением от манеры Яапа: ''Ты держался так спокойно и задавал много открытых вопросов'', - говорит он в обратной связи. ''Ты мне не даешь тебя провоцировать''. Задача непростая, но после сегодняшнего тренинга будущие судебные эксперты еще немного продвинулись на пути подготовки к выполнению своей особой функции.

    По материалам:

    ‘Het is heel lastig om geen hulp te verlenen’. – de Psychiater, 2009, No. 8 (october), p. 20-21.

    Просмотров: 345 | Добавил: rasstus | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024