Пятница, 29.03.2024, 05:13

«  Декабрь 2010  »
20212223242526

• Главная » 2010 » Декабрь » 2 » Жестокое обращение с ребенком затрагивает его генетический уровень
    Жестокое обращение с ребенком затрагивает его генетический уровень

Wie als kind wordt mishandelt, wordt in zijn genen geraakt / Жестокое обращение с ребенком затрагивает его генетический уровень

Воспитательная среда может вызывать устойчивые изменения в генах. Исследователь из Лейденского университета выяснил, как это происходит в мозге: жестокое обращение с ребенком может повлиять на его способность прорабатывать психологическую травму или тяжелую потерю. Проф. Rien (Marinus) van Ijzendoorn из Лейденского университета исследует, как у маленьких детей формируется чувство теплой привязанности к своему воспитателю и как это сказывается позднее на способности прорабатывать тяжелую потерю или травмирующую ситуацию. В частности, каково влияние эмоциональной запущенности ребенка и жестокого отношения к нему и различных злоупотреблений со стороны взрослых. В ближайшее время в журнале Biological Psychiatry (2010, Sep. 1, vol.68(5), p. 405-7) появится публикация группы van Ijzendoorn совместно с американскими коллегами о связи непроработанной потери и травмы с так называемыми эпигенетическими изменениями в гене, участвующем в возникновении депрессии. Эпигенетические изменения – это такие изменения, которые структурно изменяют ДНК, не меняя при этом ее базовой последовательности. Эта первичная структура определяется при зачатии генами отца и матери. После этого происходят эпигенетические изменения, и это влияет на активность какого-то гена или группы генов. Примером эпигенетических изменений является метиленирование. При этом ''метиловая группа'' присоединяется к определенным ''кирпичикам'' ДНК. Метиленированную ДНК трудно или невозможно прочитать. По этой причине в сильно метиленированных областях ДНК находятся гены, активность которых изменена. Исследования на крысах показывают, что эмоциональная запущенность потомства запускает в том числе метиленирование гена глюкокортикоидного рецептора, который играет важную роль в стрессовой системе. У таких крыс оказалась необратимо изменена в головном мозге система обратной связи для кортикостерона. Van Ijzendoorn: ''Таким образом, среда является причиной грубых молекулярных изменений в ДНК головного мозга, что влияет на экспрессию генов и производство белков''. Результаты, полученные на крысах, были проверены в исследовании 36 умерших молодых людей. 24 из них совершили самоубийства. В половине этих случаев в детстве была история злоупотреблений со стороны взрослых (жестокое обращение и сексуальные злоупотребления). 12 случаев смертей приходились на дорожно-транспортные происшествия. У самоубийц с историей в детстве враждебного отношения среды в гиппокампе (зоне, связанной с памятью и эмоциями) обнаружено убедительное усиление метиленирования, по сравнению с гиппокампом в двух других подгруппах умерших. Van Ijzendoorn исследовал аналогичный феномен среди живых: у 143 лиц, перенесших травмирующий опыт, установлена сильная связь с метиленированием гена-транспортера серотонина. ''Как точно работает этот механизм, мы пока не знаем. Из предшествующих исследований мы знаем, что жестокое обращение необратимо изменяет экспрессию ДНК в клетках. Сейчас мы обнаружили, что это влияет на последующую проработку травмы. Мы должны подробно ''закартировать'' воспитание и замерить эффект факторов среды, особенно факторов прошлого. Мы видим, что воспитание сказывается на генах''.

- BBC, 05.07.10 (Соединенное Королевство)