Поговорим о самоубийстве
Профилактика суицидов. Эту задачу пытаются
решать специалисты и добровольцы, работающие он-лайн. Разговоры в чате и
по телефону – анонимно – чтобы обсудить психические проблемы. ''Это на
самом деле тяжело''.
Беседа в чате по адресу 113Online продолжается около 45 минут. Для такой
беседы требуется терпение, говорит психолог Ганс, который половину
времени сидит и смотрит на надпись ''Х занят написанием текста''. ''Что
делать, собеседнику приходится думать над тем, что ответить тебе''. Ганс
– один из пяти психологов, работающих на этом сайте, предназначенном
для людей, которые рассматривают для себя возможность совершения
самоубийства.
''Когда наш сайт прорекламировали по радио,
нас забросали почтой'', - говорит психиатр Ян Моккенстром, который был
инициатором этой помощи. Люди не могли зайти на сайт и были разочарованы
– слишком много посетителей. ''Мы не верим в вашу помощь. Тут написано,
что мне надо пять дней ожидать в очереди!'', - жаловались посетители.
Моккенстром: ''Мы все время ищем
добровольцев, и просим их сообщить на наш сайт, если они готовы
помочь''. Сама служба располагается в офисном центре напротив
Медицинского центра Амстердамского университета. Она занимает четыре
комнаты. Кофе, чай и чашки стоят на длинном узком столе в
коридоре.
Пять лет назад ему пришла в голову мысль
использовать Интернет для жалоб подобного рода. Ранее он ознакомился с
работой первой в Нидерландах службы Interapy,
оказывающей помощь по Интернету. В ней специалисты занимались оказанием
помощи при психических расстройствах через Интернет, и уже существуют
научные доказательства так называемой ''электронной терапии''.
Моккенстром: ''Так я увидел, что потенциал
Интернета как средства помощи очень велик. Ранее по работе я сталкивался
с различными суицидами. И я уверен, что многие их них можно
предупредить, если понизить порог вступления в контакт со службами
помощи и уменьшить время ожидания''.
Моккенстром строит работу службы несколько
иначе – не так, как в Interapy: у
него работают и профессионалы, и добровольцы, на основе полной
анонимности, и они оказывают помощь тем, кто не хочет обращаться в
обычные службы. ''У оказывающих помощь и обращающихся за ней ''двойная
бухгалтерия''. Человек, обращающийся за помощью, боится, что доктор, в
целях собственной безопасности, поместит его в психиатрическую больницу,
а доктор опасается, что пациент во время терапии совершит суицид, и он
будет отвечать за то, что вовремя не вмешался''.
Моккенстром установил контакт с людьми с
суицидальными мыслями. ''Они наталкиваются на жесткий барьер в службах
помощи, хотя потребность в помощи на самом деле очень велика''. Он
вовлек в свой проект профессора клинической психологии Ad Kerkhof
(Свободный университет Амстердама), который занимается проблемой
суицидов, а также ряд служб психического здоровья. ''Так мы смогли
установить мост между объединениями пациентов, профессиональной помощью и
наукой. Деньгами помогло Министерство здравоохранения, и в конечном
итоге получилась служба''.
Человек, заходящий или звонящий на сайт,
сначала встречается с одним из 300 добровольцев – людей, которые уже
имеют опыт работы на телефонных службах помощи. Они все прошли тренинг,
чтобы вести разговор по телефону или в чате на ''линии суицидов''.
Заходящие на сайт или звонящие люди могут
попросить поговорить со специалистом: они присутствуют круглосуточно и
семь дней в неделю, и доступны для ''кризисного разговора'', терапии или
направления в соответствующую организацию. Терапия заключается максимум
в пяти сессиях, а после этого происходит замена лица, оказывающего
помощь. Люди, которые хотят, чтобы их направили к домашнему врачу или в
службу помощи, получают такое направление. Но тогда они должны оставить
свои данные и, соответственно, они теряют анонимность.
''Конечно, трудно разговаривать, когда не
знаешь, кто на другом конце линии, '' – говорит психолог Ганс. ''Кто
скрывается под ником? Мужчина? Женщина? Сколько собеседнику лет?''
Послания, которые служба получает по
электронной почте, различаются по объему: от 5 строк до 4 страниц
текста, и дают информацию личного характера. Часто о помощи просят члены
семьи или друзья человека, который планирует суицид. Это может быть
дочь, сестра, партнер или друг, которые уже длительное время испытывают
психические проблемы и теперь обещают окончательно и бесповоротно решить
все проблемы разом.
Сообщают о себе и потенциальные самоубийцы.
Так, некто с пограничным личностным расстройством, занимающийся
членовредительством, пишет: ''Я больше так не могу! Эти голоса, эти
навязчивые мысли и эти странные звуки!''. А другой пишет: ''Я не уверен в
себе, ревную и боюсь остаться один. Лучше бы я не родился''.
На экране компьютера ты видишь все: бедность,
тревогу, подавленное настроение, насилие, боль непонимания. Кто-то
пишет: ''Вся моя жизнь – сплошная череда неудач. Я поправилась, и
поэтому считаю себя уродливой. Я ненавижу себя. Я часто думаю о смерти.
Надеюсь, я попаду под машину или заболею, тогда мне не надо будет это
делать самой''…
Суициды в цифрах
Согласно данным Тримбос-института (за 2007)
ежегодно около 400.000 нидерландцев серьезно рассматривают возможность
суицида. Ежегодно совершается 94.000 суицидальных попыток, и от них
умирает минимум 1.600 человек (многие самоубийства оказываются
зарегистрированы как несчастные случаи на автомобиле или несчастные
случаи на работе).
Это примерно в два раза больше, чем в
автомобильных авариях, и в 15 раз больше, чем от СПИДа. Среди женщин
количество рассматривающих для себя возможность суицида в два раза выше,
чем среди мужчин, но они реже идут на фактический суицид. У людей с
психическими расстройствами вероятность совершения суицидальной попытки
выше в 9 раз.
По материалам:
Chatten over zelfmoord. – De
Volkskrant, 22.10.09. p. 31.
|