Вся психиатрия
Суббота, 27.04.2024, 13:55
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2011 » Сентябрь » 3 » Музыка обогащает мозг
    00:33
    Музыка обогащает мозг

    Непонятно намерение правительства экономить на музыке: она, в конечном счете, приносит больше, чем в нее вкладывается. ''Музыка может способствовать наращиванию резерва мыслительных способностей, т.н. ''когнитивного запаса''.

    На фоне убийственного в буквальном смысле слова урезания государственной поддержки культуры, и в частности, оркестров, три голландских профессора – профессор музыкальной когниции Henkjan Honing (Амстердамский университет), профессор клинической нейропсихологии Erik Scherder (Свободный Университет Амстердама) и профессор нейробиологии Dick Swaab (Амстердамский университет) опубликовали в газете de Volkskrant открытое письмо следующего содержания:

    ''В Нидерландах роль музыки в образовании все время уменьшается, и лишь ограниченная группа детей имеет возможность учиться играть на музыкальных инструментах. Это очень печально, и в основе такого развития событий лежит ряд неправильных исходных позиций. В результате мы стали рассматривать музыку как проявление роскоши, а не как типично человеческий навык, тесно связанный с разнообразными социальными, эмоциональными и когнитивными навыками. К тому же музыка может оказывать терапевтическое воздействие на болезни головного мозга. Во всяком случае, к такому выводу приходишь после анализа научных публикаций последнего времени, посвященных связям между музыкой и головным мозгом.

    Первая неправильная исходная позиция – в том, что ''музыкантом надо родиться''. Она предполагает, что исключительный музыкальный талант генетически обусловлен. На самом деле доказательств для такой точки зрения крайне мало. А вот обратное встречается довольно часто: практически у всех людей есть врожденная предрасположенность к восприятию и способности ценить музыку. Амузыкальность, на самом деле, является редким исключением. Она носит название амузии, и заключается в сочетании наследственных (или полученных вследствие повреждения мозга) отклонений в узнавании и воспроизведении мелодий и ритмов. По существующим оценкам, на Западе этим состоянием в большей или меньшей степени страдает 4% людей.

    Качество, противоположное амузии, - чрезвычайная чувствительность к восприятию, запоминанию и исполнению музыки. При этом приходят на память дети с аутизмом или синдромом Вильямса, с исключительным, нередко спонтанно возникшим талантом к музыке. Есть и люди, которые внезапно становятся очень музыкальными вследствие появления неврологических болезней, а есть такие, которые по той же причине свою музыкальность теряют. Это, конечно, совершенно исключительные случаи, которые позволяют понять, что у нашего мозга особая связь с музыкой.

    Исследования последних лет в области психологии развития показывают у практически всех маленьких детей высокую чувствительность к музыке, причем задолго до того, как они произносят свои первые слова. Как оказывается, и младенцы, и дети младшего возраста распознают мелодические и ритмические перемены в музыке, и их способность различать их часто выражена сильнее, чем у среднего взрослого. Так что очень важно использовать эту очень рано присутствующую чувствительность к музыке, и развивать ее.

    Слушание (классической) музыки делает человека умнее. Это еще одно неправильное утверждение, которое нередко использовалось в защиту интересов музыки. Несмотря на впечатляющее количество книг и компакт-дисков, посвященных так называемому ''эффекту Моцарта'', этот эффект оказывается маргинальным, краткосрочным, и, прежде всего, косвенным. Объяснением такого временного эффекта является не сама музыка, а изменение настроения человека.

    Несколько более убедительны недавние исследования, которые фактически регистрируют воздействие занятий музыкой на когнитивные навыки детей, независимо от дохода семьи и принадлежности к социальному классу. Канадское исследование показывает, что дети, посещающие уроки музыки (фортепьяно, пение или скрипка), по сравнению с детьми, не посещающими таких уроков, через год занятий достоверно лучше справляются с рядом когнитивных задач, рассчитанных на соответствующий уровень IQ, понимание речи, концентрацию и способность к обучению. Таким образом, уроки музыки очевидно положительно влияют на различные когнитивные функции. Так, музыка может способствовать наращиванию резерва мыслительных способностей, т.н. ''когнитивного запаса''. Больший когнитивный запас означает, что у человека развивается больше различных способов мышления (когнитивных стратегий), которые в более старшем возрасте смогут защитить его от ''нормального'' когнитивного снижения мыслительных способностей или от поражения когнитивного функционирования при болезнях головного мозга.

    Вместе с тем позитивное воздействие музыки не ограничивается влиянием только на мышление. Ее воздействие велико также в социальной и эмоциональных сферах. Пример: регулирование настроения, т.е. часто встречающееся использование музыки с целью усиления наших эмоций, их изменения или достижения эмоциональной разрядки. Последние исследования головного мозга показывают, что музыка тесно связана с глубоко расположенными отделами мозга, вовлеченными в регулирование эмоций. Слушание любимой музыки даже может вызывать выработку важного нейротрансмиттера дофамина, который сильно влияет на ощущение благополучия. Это опять-таки пример особой связи нашего мозга с музыкой.

    Музыка стимулирует большое количество отделов головного мозга. Это не только слуховая кора, в которую попадает информация, но, например, отделы, имеющие отношение к обучению, эмоциям и вознаграждению. Понятно, что при таком мощном общем стимулирующем воздействии, будут попытки использования музыки в терапии большого количества болезней головного мозга. Такие исследования ведутся, и, похоже, что музыкальная терапия работает.

    Музыкальная терапия начала применяться после того, как выяснилось, что она смягчала боль и страдания солдат в 1-ю и 2-ю Мировую войну и улучшала их физические реакции. Теперь уже есть данные контролируемых испытаний, которые свидетельствуют о благоприятных эффектах музыки на новорожденных детей в ''инкубаторах'', на детей с расстройствами обучения и поведения, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, а также при травмах головного мозга, при депрессии и деменции.

    Но, помимо болезней головного мозга, музыка благоприятно воздействует на социальную сплоченность, усиление ''группового чувства'' или выяснение собственной идентичности: существует множество примеров, показывающих важную роль музыки в пубертате (кто из нас не помнит музыку из нашей юности, со всеми прилагаемыми к ней впечатлениями). Как слушание музыки, так и ее исполнение стимулируют богатый спектр когнитивных, эмоциональных, социальных и культурных навыков, и могут вызвать интенсивные, задающие направление переживания.

    Музыка станет роскошью тогда, когда она нам больше не будет нужна. Пока же дела обстоят наоборот''.

    По материалам:

    Amuzikaal zijn is de grote uitzondering. – De Volkskrant, 18.06.11, p. 30.

    Последние исследование по теме:

    - Internet (nu.nl), 22.04.11 (Нидерланды)

    Muziekles in jeugd houdt brein levenslang fit / Уроки музыки в детстве пожизненно поддерживают мозг в рабочем состоянии

    Как выяснилось, мозг людей, которые учились в детстве играть на каком-то музыкальном инструменте, в более старшем возрасте оказывается в состоянии ''лучше среднего''. Мозг людей, получавших в детстве уроки музыки в течение минимум нескольких лет, снижается в старшем возрасте не так быстро. Они в возрасте между 60 и 80 годами лучше справляются с когнитивными тестами, чем люди, которые никогда в жизни не играли на музыкальном инструменте. Причем различия сохраняются даже если человек давно покончил со своим музыкальным хобби. Об этом сообщает новостной сайт Eurekalert, ссылаясь на исследование, выполненное в Университете Канзаса (США). ''Музыкальные занятия можно рассматривать как ''вызывающий'' когнитивный тренинг, который повышает сопротивление вашего мозга старости,'' – объясняет руководитель исследования Brenna Hanna-Pladdy. Ученые пришли к такому выводу после эксперимента по выполнению ряда когнитивных тестов тремя группами испытуемых. Первую группу составляли люди, которые в детстве обучались музыке более 10 лет. Во второй группе были те, у кого опыт занятий музыкой составлял от 1 до 9 лет. Испытуемые третьей группы никогда не получали уроков музыки. Как показывают результаты исследования, чем продолжительнее у человека в детстве была музыкальная подготовка, тем больший балл он набирал при выполнении когнитивных тестов. При этом не имело значения, продолжает ли человек играть на музыкальном инструменте по настоящее время, или оставил это занятие. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Neuropsychology. В целом, все ''музыкальные'' испытуемые из этого исследования начали заниматься музыкой в детском возрасте. ''На уровень достижений головного мозга влияет не только количество лет музыкальной подготовки, но и возраст ее начала,'' – говорит Hanna-Pladdy. ''Существуют некоторые ключевые периоды жизни, когда пластичность мозга особенно высока. Поэтому легче научиться играть на музыкальном инструменте в раннем возрасте, и уроки музыки в детском возрасте также сильно влияют на развитие мозга''.

    - Internet (standaard.be), 21.06.11 (Бельгия)

    Kinderen slimmer door muziekonderwijs / Музыкальное образование делает детей умнее

    Музыкальное образование делает детей умнее. Об этом свидетельствуют данные канадского исследования, о котором 22.06.11 на конференции ''Музыка и мозг'' в Амстердаме будет рассказывать профессор музыкальной когниции Henkjan Honing. Ученые разделили 144 детей 6-летнего возраста на четыре группы. В течение года эти группы соответственно получали уроки пения, игры на фортепьяно, драмы, или ничего. В начале и в конце года был измерен IQ детей. По истечении года оказалось, что у детей, получавших уроки музыки, IQ был выше, чем у детей, занимавшихся театром или не получавших никаких дополнительных занятий. ''Впервые в хорошем, надежном исследовании установлена причинная связь между музыкальным обучением и когнитивным развитием детей,'' – говорит Honing. По его мнению, такое развитие детей, занимающихся музыкой, обусловлено тем, что они получают раздражители в самых различных сферах: они учатся читать ноты, слушают исполнение других детей, и, обучаясь игре на музыкальном инструменте, они совершенствуют навыки моторного контроля.

    Просмотров: 345 | Добавил: rasstus | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024