Вся психиатрия
Пятница, 29.03.2024, 09:34
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2010 » Ноябрь » 25 » ''Я'' как речевая приставка при мозге
    19:52
    ''Я'' как речевая приставка при мозге

    ''Я'' как речевая приставка при мозге

    Свободное волеизъявление, говорит профессор Victor Lamme, это гном, который со своей лавочки наблюдает за происходящим в большом и могущественном мозге.

    Мы, люди, на самом деле всего лишь зрители в собственной жизни. Таков месседж современной нейробиологии. То, что считалось прибежищем Души и Свободной воли, теперь оказывается умно сконструированной и смертной ''мозговой машиной'', сделанной на основе наследственности и различных сетей, возникших через любой опыт, связанный с жизнью. Это огромный и бессознательный мозг и принимает решения. Самосознание, о котором мы все время говорим, не имеет значения. Свободная воля – это иллюзия. Любое действие детерминировано произошедшим ранее.

    Профессор Dick Swaab, занимающийся исследованиями головного мозга, сказал в своем интервью, что ''наш мозг большей частью принимает за нас решения еще до того, как мы их осознаем. А как получаются решения зависит от того, как сформировался Ваш мозг, и от генов, которые об этом позаботились… Это не означает, что Вы не можете принять никаких решений. Но это – как общество, которое не позволяет индивиду делать все, что ему заблагорассудится, так и мозг вводит свои ограничения. Структура Вашего мозга ограничивает формат Вашей свободы''.

    Неужели все настолько серьезно? За дополнительными объяснениями журналисты отдела науки газеты NRC Handelsblad обратились к другому исследователю головного мозга проф. Victor Lamme (Амстердамский университет), который известен своими работами в области зрительных систем и сознания. В марте 2010 он опубликовал книгу под названием ''Свободной воли не существует: О настоящем хозяине в нашем мозге'' (ориг. на нидерл. De vrije wil bestaat niet. Over wie er echt de baas is in het brein). Вывод автора: хозяин – не наше самосознание, это сознательное и думающее маленькое ''я'', а сам могущественный мозг. Наш мозг и есть наше подлинное ''Я''. Наши интроспективные переживания – ''наша речевая приставка'', по Lamme – не более, чем зритель. Наше самосознание – всего лишь часть большого и могучего мозга. Lamme: ''Наше самосознание охватывает лишь очень небольшую часть из того, что в нас происходит''.

    В своей книге Lamme предлагает читателю множество историй и данных научных исследований. О ''лунатиках'', которые во сне совершают убийства, о разнообразных отклонениях в головном мозге, как, например, у людей с ''зависимостью от среды'' (англ. environmental dependency), которые прыгнут в любую постель, которая попадется им на глаза, и опустошат все бокалы на расстоянии вытянутой руки, а потом задним числом приведут самые разнообразные мотивы для своего поведения…

    Мотивы здесь ни при чем, говорит Lamme. Поведение – да. Потому что мотивы всегда придумываются потом. ''Мы не должны относиться к этому самосознанию всерьез. Потому что оно всегда болтает. Разговоры и сознание очень к месту при обмене знаниями или когда ты пытаешься повлиять на свое окружение. Но почему людям все время требуется обсуждать, почему они что-то делают?''

    - Есть ли реальные доказательства того, что сознание вообще не способно контролировать наши действия?

    Lamme: ''Многочисленные эксперименты подводят к пониманию того, что в управлении нашим поведением очень мало места для сознания. То есть, окончательных доказательств того, что сознание никогда вообще не влияет на наши действия, нет. Но есть множество доказательств сильного влияния на человека бессознательных раздражителей, а также того, что человеком в большей мере управляют эмоции, а не логические рассуждения, и на этом основании можно придти к выводу, что влияние нашего сознания на самом деле минимально. На самом деле, в отношении роли сознания все обстоит намного хуже, чем раньше считалось''.

    - В XIX веке мы все еще надеялись, что Разум (Ratio) и Воля смогут взять верх над животными эмоциями и будут управлять ими, а теперь все поворачивается с точностью до наоборот. Наше мышление – ничто, а эта безмолвная и бессознательная мозговая машина – всё. Тут нет преувеличения?

    Lamme: ''Что ближе к правде? Степень влияния Вашего сознания, Вашего мышления на Ваше поведение примерно такая же, или чуть меньше, чем если к Вам обращается кто-то другой. Если мне кто-то скажет ''Этого делать нельзя'', то выше вероятность того, что я это не сделаю. У людей сильно выражено врожденное доверие к другому человеку. Если я обращаюсь сам к себе, то мне надо подождать – последует ли такой же эффект или нет''.

    - Если на наши действия влияет наше собственное мышление, пусть даже и немного, то нельзя ли это воздействие попытаться увеличить?

    Lamme: ''Можно. Вы можете с помощью своего сознания изменить поведение, поместив себя в своеобразный режим виртуальной реальности. Вы воображаете определенную ситуацию, в которой Вы должны сделать выбор, и Вы очень сильно связываете свой выбор с вознаграждением или наказанием. То же делают спортсмены, которые сначала прокручивают движение в своей голове, а потом отрабатывают его физически. Это своего рода ментальная разминка. Но, следует учитывать, что эффект от такого упражнения будет сильно отличаться от эффекта реального опыта. Это как играть на бирже фиктивными деньгами, ты действительно чему-то научишься, но не так многому. Потому что вознаграждение не подлинное. И социальное давление тоже не подлинное''.

    - Неужели эффект настолько мал? Но человек может принять решение после глубокого рассмотрения и взвешивания всех ''за'' и ''против''. Что тут бессознательного?

    Lamme: ''Бессознательное есть во всем. Возможно, Вы в прошлом решали подобную задачу, и что-то сорвалось, и это будет оказывать огромное влияние''.

    - Это понятно. Но если я учту свой отрицательный опыт в ходе обдумывания своего решения?

    Lamme: ''Прекрасно. Но дело в то, что Ваше осознанное рассмотрение вопроса даст тот же результат, который был бы получен, если бы Вы все это осознанно не прокручивали в своей голове.

    ''Я уже 50 лет живу в своем теле, и я в определенный момент я уже приблизительно достигаю, чего хочу, своими действиями. Но я с таким же успехом могу предсказать, что будет делать моя жена. И это вовсе не означает, что решения принимает мое сознание''.

    - То есть, у нас в голове сидит молчаливый двойник, который принимает все решения, а наше самосознание смотрит на все это и думает ''мне бы тоже так хотелось''. Такова наша участь?

    Lamme: ''Именно так. А так как мы сосуществуем с этим двойником уже давно, мы начинаем понимать, чего от него следует ожидать. Да и этот ''двойник'' – не что иное как Ваше Подлинное ''Я''. Наше самосознание – это мелочь. Главное заключается в том, что Ваше самосознание замечает Подлинное ''Я'', только если оно делает что-то иначе. А это происходит, прежде всего, в новых для человека ситуациях. Например, возьмите вопрос ''как бы Вы повели себя во время войны?''. Люди думают одно, а в реальности делают совсем другое''.

    - Но есть также ученые, например, Antonio Damasio, которые разделяют Вашу точку зрения, но оставляют все-таки какое-то пространство для свободной воли. В самый последний момент, заключительным выключателем в дереве принятия решения является самосознание.

    Lamme: ''Я глубоко уважаю Damasio, но это типичная позиция психолога. Конечно, все построено сложнее, то, тем не менее, силы, задействованные в этом процессе, действуют большей частью вне нашего сознания. Будь то сексуальное поведение или написание хорошей книги. Это в равной степени детерминируется за пределами Вас, и Вашему сознанию отводится лишь маргинальная роль''.

    - Но можем мы влиять хотя бы на что-то? Пусть небольшое?

    Lamme: ''Это тоже детерминировано. Многочисленные исследования показывают, что наше поведение может определяться абсолютно глупыми, бессмысленными вещами. Например, если Вы часто слышите какую-то песню, то она Вам начинает нравиться''.

    - Хорошо, а что это означает на практике? Ведь жизнь есть борьба.

    Lamme: ''Вы начинаете лучше понимать, почему Вы делаете что-либо. И можно прекратить битву мнений в своей голове. Суть этой битвы состоит в следующем: ''Я хочу так, но действую всегда вот так''.

    ''Возьмите похудание. Каждому, кто пытался похудеть, известно, что мысли никак не влияют на поведение. Можно сколько угодно думать, что ты не съешь этот пакетик с чипсами. А потом благополучно его съесть.

    Иногда у человека что-то получается. Люди, например, бросают курить. Но здесь нередко играет роль социальное давление. И люди, управляющие собой, это совершенно определенно не те, кто хорошо умеет с собой разговаривать. Нет связи между разговорами с самим собой и прекращением курения. Прекращает курить мозг, а не крошечное ''я'' сознания.

    Изменения лучше всего происходят при условии социального давления. Я сказал своим детям: если увидите, что я ем чипсы, то заберите их у меня. И вот это работает! Это самый лучший способ. Среда влияет на Вас быстрее, чем собственные мысли''.

    - Но какая-то польза от мышления есть?

    Lamme: ''Конечно. От сознания нельзя отказаться. Сознание и речь очень хороши для обсуждения и передачи знаний. Именно с помощью этого мыслительного аппарата мы смогли полететь на Луну, а теперь управляем многими процессами в мире. Но этот аппарат не предназначен для понимания себя.

    Сознание – это машина для знания. Оно пытается понять мир и все связи внутри него. Чтобы предсказать последующее поведение. И на каком-то этапе эволюции мы пытаемся понять себя и предсказать свое поведение. Точно таким же образом. Этот аппарат существует для понимания других, а мы его применяем к себе. Но понимать – не значит направлять.

    - Вы сейчас говорите о самосознании, а не о большом сознательном опыте восприятия мира?

    Lamme: ''Да, есть люди, которые считают, что заниматься ''большим'' сознанием ни к чему, но я так не думаю. Я думаю, что сознанию принадлежит ключевая роль в обучении – через взаимные процессы в головном мозге, что способствует закреплению нервных путей. А для ощущения внешнего мира Вам не требуется самосознание…''.

    - Но почему Вы так строго разделяете самосознание и подлинное ''Я''? В конечном итоге они образуют единое целое, не так ли? Где проходит граница между ними? Где находится ''серая'' зона?

    Lamme: ''Сразу же признаю: это очень трудный вопрос – где заканчивается одно и начинается другое''.

    - Но ведь это основной вопрос!

    Lamme: ''Мы совершенно ничего не знаем о том, что такое сознание и что такое самосознание. На сегодняшний момент это большая проблема. Большей частью, самосознанием считается то, о чем испытуемый говорит. Но это не критерий измерения. Потому что то, что Вы говорите – это лишь незначительная часть осознания того, что Вы переживаете''.

    - Вы в Вашей книге определяете самосознание как своеобразную речевую приставку?

    Lamme: ''Это стандартное определение сознания: много языка и речи, и большая рабочая память. Это машина, с помощью которой мы общаемся и знаем, что вчера я был там-то и там-то. Все, что мы называем интроспекцией – это наше самосознание. Именно это определение сейчас в ходу, но лично у меня есть некоторые сомнения. Когда мы смотрим внутрь себя, действительно ли мы ищем, как следует? Почти всегда при последующем обсуждении мы ссылаемся на память и внимание''…

    - Коль скоро эта машина ''сидит'' в Вашем мозге, не воспринимаете ли Вы ее как интуицию или как эмоции?

    Lamme: ''Возможно, слово ''сознание'' не очень подходит. Правильнее термин ''когниции''. Может быть, когниции никак не влияют на Ваше поведение. А может быть – влияют. Термин ''когниции'' имеет более четкое определение, суть которого можно обозначить словами ''я знаю, что…'' – именно это говорит старый гномик, сидящий на лавочке и наблюдающий за тем, что происходит в мозге…''

    Новые факты в дискуссии о свободе воли

    В самые последние дни июня 2010 в журнале Science опубликована статья, озаглавленная ''Бессознательная воля: как преследование цели действует вне осознания'' (ориг. англ. The unconscious will: how the pursuit of goals operates outside of conscious awareness). В ней ученые из Утрехтского университета Ruud Custers и

    Henk Aarts на основании собственных научных экспериментов, а также исследования литературы, делают вывод, что наше бессознательное раньше сознательного ''знает'', что мы собираемся сделать.

    Ранее психолог из Неймегена Ap Dijksterhuis, автор книги ''Умное бессознательное'' (ориг. нидерл. Het slimme onbewuste), уже выяснил, что при принятии важных решений лучше отправиться спать, а не прокручивать все ''за'' и ''против''. Дайте бессознательному сделать свое дело, и на следующий день у Вас будет готовое решение.

    Custers и Aarts показывают, что наш мозг при определенных обстоятельствах даже опережает определенную цель. Так, Вы думаете, что Вы совершенно сознательно приняли решение отправиться в кафе и поесть мороженого, но Ваш мозг уже сделал это намного раньше на основании тех или иных сигналов (например, слов, ассоциируемых с мороженым, таких как ''холод'', ''жажда'' и т.д.). Идея поесть мороженого готовит в мозге соответствующее поведение, например, посещение кафе.

    При этом вознаграждение связано с совершенно реальным поведением, и никаких осознанных решений для этого не требуется. Но есть одно очень важное правило: такое поведение должно получать действительное вознаграждение – если Вы не любите мороженое, то это не работает.

    Заставить Вас стремиться к цели можно с помощью каких-то предметов или запахов. ''Такие сублиминальные влияния воздействуют обычно очень короткое время,'' – говорит Custers, - ''но чем сильнее это поведение вознаграждается, тем дольше сохраняется эффект''.

    Наше бессознательное знает, что мы хотим, и по этому поводу не беспокоит наше сознание. Это очень эффективно, потому что тогда наше сознание мы можем использовать для других целей.

    Custers: ''Нет нужды снова и снова обдумывать, чего Вы хотите и как этого достигнуть, потому что Ваше бессознательное это прекрасно знает – благодаря Вашей жизненной истории, ''входящей'' информации из окружающей среды и того, что Вы сами заложили в свой мозг. Бессознательное – это мотор нашего поведения''.

    Следующий проект авторов – изучить, как точно сознание влияет на наше поведение. ''Потому что это не изучено. Мы только знаем, что мы можем осознавать принятые нами решения, а также цели, к которым мы стремимся''.

    По материалам:

    Hersenonderzoek bij toeval. – NRC Handelsblad, 12.06.10, Sect. Wetenschap, p. 4-5.

    Het ‘ik’ als kwebbeldoos. - NRC Handelsblad, 19.06.10, Sect. Wetenschap, p. 4-5.

    Onbewust een ijsje kopen. – de Volkskrant, 03.07.10, Sect. Wetenschap, p. 6.

    Просмотров: 301 | Добавил: rasstus | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024