Вся психиатрия
Суббота, 20.04.2024, 08:19
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2009 » Ноябрь » 6 » Бояться вместе комфортнее, чем бояться в одиночку
    03:14
    Бояться вместе комфортнее, чем бояться в одиночку

    Как влияет боязнь терроризма на мнения и воззрения граждан? Исследование, выполненное в Гронингенском университете, показывает, что страх делает людей более конформными, но при этом они настойчиво придерживаются собственной группы.

    Человек – единственное существо, которое осознает неотвратимость смерти. Ему приходится каждый день подавлять свой страх перед смертью, иначе это будет не жизнь, а мучение. В то же время к нему постоянно поступают напоминания, что он смертен, например, через террористические атаки, стихийные бедствия или очередные похороны. В таком случае он ищет утешения в собственной группе. Испуганный человек – это человек-конформист со стереотипными идеями относительно людей посторонних.

    К такому выводу пришел в своем диссертационном исследовании психолог Lennart Renkema из Гронингенского университета. Тема его диссертации: ''Вместе перед лицом смерти: к пониманию последствий смертельных угроз'' (англ. ориг. ''Facing death together: understanding the consequences of mortality threats'').

    Renkema развивает идеи теории управления страхом [смерти], сформулированной в 1991 году американскими психологами Solomon, Greenberg и Pyszczynski. Согласно этой теории, люди подавляют свой страх перед смертью двумя способами.

    Первый – когда люди используют в качестве буфера для этого страха свой культурный образ мира. Они создают некую символическую форму бессмертия, например, чувство принадлежности к стабильной культуре, которая будет жить и процветать после их ухода. При этом важную роль играет продолжение существования символов, например, политических партий, крупных промышленных предприятий, культурных ценностей или футбольных клубов. Очень динамичное общество, в котором такие символы регулярно исчезают, вызывает беспокойство и тревогу (страх).

    Второй способ – когда люди подавляют свой страх перед смертью поднятием чувства собственной значимости. Человек верит, что он добросовестно и честно делает свое дело, и это его гарантия бессмертия – на небесах или реинкарнация – или же фигуральное продолжение существования: ''мой вклад в культуру меня переживет''.

    В серии экспериментов Renkema исследовал связь между страхом смерти и групповым поведением. Так, двум группам людей показывали картину, и при этом им говорилось, что эта картина нравится 80% их соотечественников-нидерландцев. Одна группа перед экспериментом получала напоминание о смерти в виде задания написать небольшой текст о собственной смерти. Вторая группа получала задание написать текст о своем поведении по отношению к телевизионным программам.

    Большинство из тех, которым напомнили о смерти, присоединились к мнению большинства. Им картина тоже понравилась. В контрольной группе разброс мнений был заметно больше.

    ''Мы повторили этот эксперимент еще раз, сообщив при этом, что картина нравится 80% японцев. В этом случае расхождений между группами не было. В третьем эксперименте мы сказали, что картина нравится 80% немцев. Тогда большинство из группы, получившей напоминание о смерти, сочли эту картину отвратительной. Т.е. люди подсоединяются лишь к своей собственной группе,'' -заключает Renkema.

    Как показал другой эксперимент, страх смерти способствует выбору в пользу крупных политических партий. Renkema дал своим испытуемым прочитать фиктивное сообщение в газете о том, что парковку впредь нельзя будет оплачивать монетами, а только карточкой.

    ''Если в газетном сообщении говорилось, что это предложение исходило от крупной политической партии, то оно получало сильную поддержку среди испытуемых, а если от мелкой – то, соответственно, поддержка была меньшей. По крайней мере, среди испытуемых, которым напомнили о смерти. В контрольной группе таких отличий не отмечалось''.

    Renkema также исследовал использование стереотипов под влиянием страха смерти. ''Мы дали жителям Гронингена прочитать статью об амстердамце, который учился в Гронингене. Его поведение было неоднозначно, и его можно было интерпретировать как настойчиво активное (assertive), а можно – и как агрессивное'', - рассказывает он. ''Группа, которой до этого напомнили о смерти, чаще прибегала к стереотипам, чем контрольная группа''.

    Стереотипы можно использовать двумя способами, поясняет Renkema – чтобы понять неоднозначную и трудную для понимания ситуацию, и чтобы усилить чувство собственной значимости по отношению к приезжему. ''В большинстве случаев испытуемые прибегали к позитивным и негативным стереотипам. Это указывает на то, что люди используют стереотипы, чтобы понять ситуацию. Только в случае, если студент из Амстердама, с точки зрения жителей Гронингена, вел себя откровенно угрожающим образом, испытуемые использовали только негативные стереотипы с целью усилить чувство собственной значимости по отношению к человеку из другого города, '' – говорит психолог.

    Так рисует Renkema образ испытуемого, который под воздействием страха смерти усиливает принадлежность к ''своей'' группе, демонстрирует конформизм и использует стереотипы в отношении людей извне. Похоже на портрет нидерландцев во времена кредитного кризиса и антимусульманских выпадов одного из скандально известных политиков (Вилдерс). ''Этого я не изучал, - говорит Renkema. – Но из других исследований известно, что неуверенность ведет к конформизму и использованию стереотипов. Неуверенность вызывает эффекты, подобные эффектам, возникающим при напоминании о смерти''.

    По материалам:

    Samen bang is fijner dan alleen bang. – de Volkskrant, 07.03.09, Sect. Kennis, p. 5.

    Просмотров: 367 | Добавил: rasstus | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024