Определение и классификация мышления
|
|
Мышление
- это высший познавательный процесс - это движение идей, раскрывающее
суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея
(понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и
существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее
действий и операций ориентировочно - исследовательского,
преобразовательного и познавательного характера.
Мышление
- высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о
таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут
быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы
и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания
психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в
связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Сущность процесса
Мышление
представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком действительности. Мышление
порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у
субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от
других психологических процессов состоит также в том, что оно почти
всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно
решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Теоретическое
понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в
процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в
уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи
органов чувств. Он обсуждает, и ищет решения задачи, с начало до конча
в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях.
Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических
исследований.
Теоретическое
образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь
использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения
или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из
памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением
пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого
труда, имеющие дело с образами.
Наглядно–образное
– мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим
человеком окружающей действительности, и без человека совершаться не
может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а
сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной
и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического
образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Наглядно–действительное
– процесс мышления представляет собой практическую преобразованную
деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип
мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным
трудом, результатом которого является создание какого – либо
конкретного материального продукта.
Развитие процесса
Теоретическое
понятийное и теоретическое образное в действительности оба
сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное
мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое
образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие.
Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не
было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым
разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Разница
между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что
«они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в
основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как
работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение
общих закономерностей.
Мышление
поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного
мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств,
профессиональной направленности личности, накоплением опыта
деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным –
трудовым.
Классификация явлений мышления
В
многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность,
мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды
мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление
как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная
деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение
какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением
промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
Мыслительные
действия - совокупность мыслительных операций, направленных на
выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений
объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе
операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами
мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие.
Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает
логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного
содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие
законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся
из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности
творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к
открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную, 3) научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.
В
художественном мышлении структурной единицей является образ, а
коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно -
понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.
Алгоритмическое
мышление осуществляется в соответствии с установленной
последовательностью элементарных операций, необходимых для решения
задач данного класса.
Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное
мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер,
основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд
логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и
обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к
выводному знанию.
В
историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка
различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:
1)наглядно- действенное (сенсомоторное); 2)наглядно-образное;
3)абстрактно-теоретическое.
Совершаясь
по общим законам мышление различных людей, отличается индивидуальными
особенностями: степенью самостоятельности, критичности,
последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным
соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое
мышление индивида.
По материалам сайта: www:azps.ru |