"Я хочу получить ясный ответ, доктор!"
Современный
практикующий врач, безусловно, никогда не претендует на то, чтобы
называться мудрецом или ученым, но по сути своей он - "представитель
науки" в области "интегративной" медицины, исследователь в обыденной
жизни. А представлять науку сегодня - значит, более чем когда-либо,
знать границы ее возможностей. Но как об этом говорить с пациентом?
Когда полезно говорить о пределах своих возможностей?
Чаще всего подобные ситуации возникают, когда речь
идет о прогнозах: когда пациенты расспрашивают врача о будущем, во
многих случаях трудно быть уверенным.
Что сказать депрессивному пациенту, спрашивающему,
будет ли у него снова рецидив; больному раком, который хочет узнать,
сколько ему осталось жить; родителям, которые расспрашивают о
перспективах умственного развития ребенка с врожденной церебральной
недостаточностью?
Перед врачом встает две проблемы. С одной стороны,
он не уверен в том, что произойдет, и не существует достоверных
статистических данных. С другой - он чувствует, что ему не просто
задают вопрос технического характера, а хотят услышать слова
успокоения, и часто возникает тенденция скорее подать надежду с риском
немного наврать, чем выразить убежденность в негативном ходе событий.
При этом он может оставаться в уверенности, что просто выполняет свою
работу и предохраняет личность пациента от травмирующей информации. Но
сегодня информация становится все более и более доступной. Поэтому есть
риск, что врачу придется иметь дело с цифрами или данными, которые
пациент найдет сам. Безусловно, ушло то время, когда пациент слепо
доверял врачу: постепенно пациенты начинают рассматривать врачей как
лиц, оказывающих медицинские услуги, и часто ищут самостоятельно
уточнения или ответы на вопросы, которые они не получили, в другом
месте...
Почему врачу трудно признаться в ограниченности своих знаний и возможностей, а пациенту трудно об этом слушать?
Признать ограниченность своих знаний и возможностей,
значит в некоторой степени отказаться от роли эксперта, в особенности,
если привычный стиль общения врача основывается на формуле "доверьтесь
мне". Отречение от "всемогущества" поэтому может казаться не только
уязвлением самолюбия, но и вызывать страх, что пациент будет меньше
прислушиваться к мнению и советам врача и в меньшей степени следовать
его предписаниям.
В равной степени у некоторых пациентов может
возникать чувство беспокойства, если врач говорит "я не знаю". Или в
силу того, что, с их точки зрения, врач это профессионал, который
должен иметь ответы на все вопросы, или в связи с их беспокойством по
поводу болезни, когда любая неясность вызывает тревогу. Таким образом,
пациенты-ипохондрики плохо воспринимают идею о том, что медицина не
является точной наукой, способной объяснить, почему они испытывают те
или иные ощущения в тот или иной момент.
Как поведать о пределах своих знаний пациенту?
В свое время:
- регулярно напоминать пациенту, что, несмотря на прогресс, медицина еще не дает ответов на все вопросы;
- не раздражаться, открыв тот факт, что у пациента уже есть сведения, которых у врача еще нет;
- строить с пациентом отношения на равных
Что отвечать на вопросы пациента?
- Признавать право и потребность пациента узнать, что будет, и взять слово первому ("Я хорошо понимаю, что для вас важно узнать то, что может произойти").
- Демонстрировать свое активное участие ("Мне тоже очень хотелось бы это вам сказать").
- Подчеркнуть пределы своих возможностей ("Но сегодня это то, чего нельзя сказать с уверенностью").
- Показать то, что известно на данный момент ("Тем не менее, вот то, что можно сказать о многих людях").
- Указать на активную роль пациента в своем лечении. {"Но это также зависит от того, насколько вы будете выполнять врачебные предписания, как вы организуете вашу жизнь...").
- Уверить пациента в своей поддержке ("В любом случае я постараюсь ответить на ваши вопросы и дать вам мои советы...").
Возврат к истокам?
Парадоксальным образом расширение медицинских знаний
сужает пределы знаний медиков: сегодня невозможно иметь исчерпывающие
знания в области терапии как конкретного заболевания, так и конкретного
пациента. В трудные моменты Вашей клинической практики может помочь
обращение к смирению врачей прошлого, и не можем не процитировать
знаменитую фразу Амбруаза Паре; "Я сделал ему перевязку, Бог его вылечил".
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПАЦИЕНТА?
- Желания на все вопросы отвечать: "Доверьтесь мне, и всё будет хорошо".
- Отвергать все сомнения пациента: "Но не задавайте всех этих вопросов".
- Слишком акцентировать свои сомнения: сказать "Я не знаю" не обязательно означает прибегать к уверткам, колебаться, не осмеливаться принять решение.
Ситуации, связанные
с врачом
"Доктор, я сейчас пребываю в стрессовом состоянии!"
"Я
тоже!" - часто хочет ответить практикующий врач. В большинстве случаев
анкетирование врачей общего профиля подтверждает, что их профессия
сопряжена со стрессом, который сказывается на их здоровье. Существуют
ли какие-либо правила для лучшей защиты от профессионального стресса?
Признаки стресса
Стресс - это не болезнь, но, тем не менее, он может
стать патогенным, если чрезмерен или действует непрерывно. По каким
признакам можно определить, что достигнут критический порог? Признаки
стресса классифицируются в четыре большие категории:
Физические признаки: мышечное напряжение, повышение артериального давления, чувство стеснения в груди...
Поведенческие признаки: тенденция ускорять
свою деятельность, попытки делать несколько вещей одновременно (писать
и открывать свою корреспонденцию по время телефонного разговора,
звонить по телефону за рулем автомобиля, читать на ходу...), совершение
ошибок или оплошностей.
Психологические признаки: ощущение
перегруженности, пребывания под давлением (в этом случае говорят об
"умственной нагрузке"), ощущение, что все на тебя нападают или не дают
тебе покоя (даже в банальных ситуациях, когда помешали говорить по
телефону или когда нужно дать кому-то объяснения...).
Эмоциональные признаки: возрастающая раздражительность, пессимизм, утрата интереса к тому, что обычно интерес вызывало.
Если подобные симптомы имеются постоянно или часто
появляются, их нужно рассматривать как предупредительные сигналы,
которые следует срочно принять во внимание: продолжаете ли вы ехать на
автомобиле, когда на приборной доске загорается много красных
индикаторов?
Риски, сопряженные со стрессом
Риски, сопряженные со стрессом, также можно схематически разделить на четыре большие категории;
- Здоровье: сегодня
известно, что плохо управляемый стресс влияет на здоровье, способствует
декомпенсации проблем, возникших до этого, и ранимости индивидуума.
Действие стресса еще плохо изучено. Безусловно, существует
посредничество иммунной системы (повторные реакции на стресс изменяют
иммунную реакцию) и гормонов (стресс, нарушает секрецию эндогенных
кортикостероидов}.
- Личная производительность: если в
небольших дозах стресс может повысить личную производительность, то
выше определенного порога, наоборот, стресс снижает творческие
способности, гибкость (способность вовремя отступить), влечет за собой
логические ошибки.
- Качество отношений с другими людьми:
отношения часто являются первой жертвой стресса из-за предвзятости по
причине враждебных эмоций, которые часто сопровождают стресс
(увеличение числа конфликтов, повышенная нетерпимость к раздражающим
факторам и критике).
- Самочувствие и комфорт: в
стрессовом состоянии человек все меньше получает удовольствия и меньше
его чувствует, его ощущение общего хорошего состояния и комфорта
изменяется; стресс усиливает его склонность к тревоге и депрессии.
Некоторые способы непосредственного управления стрессом
Вовремя осознать, как твой организм реагирует на стресс
Как правило, индивидуум слишком поздно обнаруживает,
что он пребывает в стрессовом состоянии, исходя из реакции
раздражительности или болезненных ощущений, связанных с мышечным
тонусом.
Использовать минутные расслабления
Расслабления не следует рассматривать только как
метод восстановления сил после дня, полного стресса, их нужно
практиковать на протяжении всего дня в виде небольших упражнений
продолжительностью от одной до двух минут.
- Убедитесь, что вы сидите самым удобным образом.
- Опустите (расслабьте) плечи и челюсти.
- Замедлите
и углубите дыхание, попробуйте дышать животом, не делая больших вдохов
(выдохните до конца, затем расслабьте мышцы, не делая усилий для
вдоха...).
Делать регулярные паузы
Естественной склонностью человека, пребывающего в
стрессовом состоянии, является желание "нанизывать" одно дело на
другое. Например, пригласить войти пациента сразу после того, как
предыдущий вышел из кабинета. В подобной ситуации не существует никакой
возможности для декомпрессии. Хорошим способом предотвратить избыточный
стресс является перерыв между приемом пациентов продолжительностью от
одной до двух минут, чтобы передохнуть (мини-расслабление,
растягивание, и т.д.). "Потерянное" время в значительной мере
компенсируется за счет повышения производительности, улучшения общего
самочувствия и ощущения комфорта в конце рабочего дня.
Попробуйте зарезервировать свободное место в своем рабочем дне
Если это только возможно, полезно систематически
заранее оставлять свободными полчаса (без встреч) в середине дня с тем,
чтобы подготовиться к возможным неотложным или непредвиденным
ситуациям. Даже если подобных ситуаций нет, как приятно иметь в своем
распоряжении полчаса, чтобы привести в порядок все вами написанное!
Желательное и возможное
Мы осознаем, что все даваемые тут советы из числа
тех, которые называют "хорошими советами", т.е. такими, с которыми; 1)
все соглашаются и... 2) сетуют, что нет времени следовать им. Но нужно
ли от них отрекаться? Или лучше попробовать постепенно внедрить их в
практику, по крайней мере, в те дни, когда это можно сделать?
Некоторые способы долгосрочного управления стрессом
Первый этап состоит, безусловно, в размышлениях над тем, какие факторы являются стрессовыми
Каких стрессовых ситуаций можно избежать, от каких -
можно отказаться? Разве не существует некоторого числа предписаний,
которым нужно было бы сказать "нет"? Например, из числа тех, которые не
являются необходимыми для финансового и личного равновесия? Управление
временем основывается в значительной степени на констатации того факта,
что перед выполнением задачи мы должны задать себе три вопроса; можно
ли отказаться от нее? Передать ее другому человеку? Выполнить ее за
меньшее время?
Разрабатывать "модераторы" стресса
Не всегда возможно избежать стрессовых факторов. В
этом случае необходимо убедиться в том, что в вашем распоряжении есть
достаточно средств для сопротивления стрессу. Эти средства называют
"модераторами", их эффективность была подтверждена во многих
исследованиях. Например, социальная поддержка: когда перед лицом
больших и малых трудностей, с которыми вы столкнулись, вы используете
возможность рассказать другому человеку о своих проблемах, быть
выслушанным и получить совет. Или занятия на досуге и удовольствия:
сколько времени в неделю посвящаете вы приятным для себя занятиям, а не
занятиям с целью доставить удовольствие другим? Или участие в
деятельности, привносящей "добавочную стоимость"в вашу жизнь: известно,
что люди, участвующие в деятельности спортивного или религиозного
характера легче переносят стресс...
ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ СТРЕССА?
- Отрицать проблему: "Я в стрессовом состоянии? Никогда!" Стрессу легче противостоять, если вы знаете о его существовании.
- Отрицать возможность каких-либо действий: "Ничего нельзя сделать, увы, такова наша жизнь!". Существуют способы уменьшения стресса, эффективность которых была оценена.
- Ожидать скорых и впечатляющих результатов: "Несмотря на все мои усилия, я все время ощущал себя в стрессовом состоянии, поэтому я всё прекратил".
Управление стрессом требует обучения и, следовательно, времени. Только
спустя определенное время это управление станет эффективным.
- Лечить стресс при помощи лекарств, не задумываясь о его причинах и о наших реакциях на стресс.
Регулярно думать о своих приоритетах и ограничениях
Управление стрессом основано на добровольной
установке. Вам необходимо решить, в чем состоят наши приоритеты,
определить пределы своих возможностей, уточнить основные пункты
душевного равновесия, которые следует защищать в первую очередь...
Стресс слишком часто проистекает из того, что человек забывает о себе,
чтобы удовлетворить просьбы окружающих. Мы не делаем того, что приносит
пользу нам, а только то, о чем нас просят. Человек не строит свою
жизнь, а лишь действует в ответ на просьбы. Именно это хотел показать
опытный профессор молодым выпускникам Национальной школы администрации,
когда заполнял перед ними сосуд: вначале крупным щебнем {"полон ли
сосуд?" - все ответили "да"), затем добавляя туда более мелкие камешки
("полон ли сосуд теперь?", ученики проявили осторожность и промолчали),
и, наконец, добавив туда мелкого песка, он спросил: "Какую мораль можно
извлечь из этого?". Ученики ответили (профессор вел занятия по
управлению временем): "Когда мы используем наше время, всегда остается
пустое место - даже когда мы думаем, что его нет". Но профессор им
возразил: "Нет, я хотел вам показать другое: если вы не положите в
сосуд сначала крупные камни, потом они туда не войдут. Действуйте
аналогичным образом в вашей жизни: размещайте сначала ваши приоритеты,
крупные "камни", и лишь затем - менее важные вещи: им всегда найдется
место, ибо они проскользнут между большими "камнями". Если вы будете
действовать противоположным образом, крупным камням места в сосуде не
останется.