Вся психиатрия
Пятница, 29.03.2024, 22:03
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2009 » Январь » 27 » Горячая тема: пластичность головного мозга
    23:52
    Горячая тема: пластичность головного мозга

    Горячая тема: пластичность головного мозга

     

    Мозг обладает пластичностью, но это не значит, что он не стареет. Со всех сторон раздаются предположения, что мозг сохраняет гибкость, если его тренировать. Правда ли это?

     

    Насколько пластичен наш мозг? Этот вопрос в числе других рассматривался на конгрессе в конце 2007 года, организованном Университетом Амстердама. В последнее время считается, что мозг очень гибок и пластичен. В ходе жизни в мозге продолжают формироваться новые связи. Пластичность мозга выше в юном возрасте, но если мозг тренировать, то и в более позднем возрасте можно усваивать значительно больше, чем считалось раньше. 

     

    Кроме того, мозг может восстанавливаться. Если в результате инфаркта головного мозга оказываются потеряны какие-то функции, то они могут частично восстановиться, потому что их возьмут на себя другие отделы мозга. Определенные функции также могут компенсироваться другими отделами мозга. Так, слух слепого человека значительно острее слуха зрячего, потому что часть зрительной коры перенастраивается на слухoвое восприятие. Правда это или нет?

     

    ''Правда и то, и другое,'' – говорит почетный профессор психонейрофармакологии Lex Cools (Неймегенский университет). ''Правда, что слепой человек по этой причине слышит лучше. Но только в том случае, если он родился слепым. Если человек теряет зрение в ходе жизни, на него это не распространяется. Кроме того, не следует забывать, что слепой человек никогда видеть не будет. То есть в данном случае речь не идет о восстановлении функции.''

     

    В других случаях восстановление отчасти возможно. Представьте, например, что у человека в результате инсульта парализована левая нога. Т. е. инфаркт отключил в правом полушарии отдел, управляющий левой ногой. Возможно, что тогда один из отделов левого полушария попытается ''запустить'' пострадавшую ногу.

     

    ''Но, - говорит Cools, - вряд ли нога будет функционировать на прежнем уровне. Конечно, бывают исключения, как бывают и люди, которые навсегда остаются парализованными. Это сугубо индивидуально. Но это вовсе не означает, что интенсивные упражнения автоматически обеспечат функционирование левой ноги на уровне, предшествующем инфаркту мозга''.

     

    Jaap Murre, профессор теоретической нейропсихологии Амстердамского университета, специализирующийся в восстановлении после инфаркта мозга, отмечает, что после средних по величине поражений мозга восстановление все еще возможно. ''Но если в мозге действительно дыра, вряд ли можно ожидать, что сформируются новые связи. В таких случаях нужна восстановительная терапия, в ходе которой пациенты обучаются выполнять определенные задачи иным образом. Например, праворукие люди учатся писать левой рукой''.

     

    ''Но надо еще доказать, что при ''средних'' поражениях головного мозга восстановление возможно,'' – замечает Murre. ''Врачи должны подходить к этому прагматично. Сначала попытаться восстановить, а если не получится, то компенсировать''.

     

     

    Специальные исследования

     Исследователь нейрокогниций Arjan Blokland (Маастрихтский университет) отмечает, что люди, перенесшие инфаркт мозга, большей частью старше по возрасту, и это в том числе осложняет их восстановление. Blokland: ''Мозг в течение времени специализируется до такой степени, что принятие на себя функций других отделов мозга все больше осложняется''. Это значит, что в более старшем возрасте трудно ''улучшить'' мозг с помощью упражнений.

     

    Если после инфаркта мозга вам может повезти, и у вас восстановятся утраченные функции, то вот процесс старения можно только несколько замедлить, но остановить его невозможно. ''С возрастом мозг становится спокойнее,'' – говорит Blokland. ''В старшем возрасте вы теряете больше клеток мозга, и меньше новых клеток образуется. А если они и образуются, то лишь в определенных отделах мозга''.

     

    ''Ведь вовсе не случайно пожилым людям, как правило, труднее управиться с компьютерами или мобильным телефоном. Совершенно новые вещи лучше всего изучать в детском возрасте. Большинство новых связей между клетками головного мозга образуется в первые 5-10 лет жизни человека''.

     

    ''Кроме того, - продолжает Blokland, - вы никогда не разучитесь делать то, что вы освоили в детском возрасте. А вот то, чему вы научились уже во взрослом возрасте, вам надо будет все время поддерживать и закреплять, иначе вы эти знания неизбежно потеряете''. После достижения 12 лет устойчивых изменений в мозге уже больше не происходит. Ученые, которые утверждают, что мозг может измениться через упражнения и тренинг, забывают при этом сказать, что и это должно основываться на той базе, которая заложена в детском возрасте''.

     

    ''Что можно попробовать, - говорит профессор когнитивного развития и старения Richard Ridderinkhof (Амстердамский университет), - так это по-хорошему научиться жить с проблемами старения''. Ridderinkhof обнаружил в ходе своих исследований, что позитивное настроение повышает уровень достижений в обучении. ''Посмотрите хороший фильм или расскажите хороший анекдот, и тогда у вас в мозге добавится дофамина. Он вам подправит настроение примерно на полчаса. После возраста 40 лет производство дофамина в головном мозге каждые 10 лет снижается на 10%'', - говорит он. И здесь ничего не поделаешь…

     

     

    Герань на окошках

    Испытуемые, с которыми работает Ridderinkhof, люди заинтересованные и активные, которые не ходят сидеть дома и выглядывать из окошка. Это сказывается на результатах исследования. Ridderinkhof: ''Кроме того следует учитывать огромные индивидуальные различия между пожилыми людьми. Они значительно больше отличаются друг от друга, чем подростки. Но статистически достоверные различия между пожилыми и подростками можно установить, только работая с большими группами пожилых. Сейчас мы не знаем, откуда берутся эти большие индивидуальные различия''.

     

    Именно поэтому рекомендации по замедлению старения мозга одному помогут, а другому – нет. Именно поэтому нельзя никого ''винить'' в том, что его мозг работает хуже. ''Сейчас часто слышишь, что пожилым людям надо сидеть в интернете или разгадывать судоко, - замечает Ridderinkhof. – Но если эти занятия ничего кроме фрустрации не приносят, потому что не очень получается, то это совершенно бессмысленно''.

     

    Еще следует заметить следующее, добавляет Cools. ''Сейчас многие носятся с идеей, что мозг создает новые клетки на протяжении всей жизни. Это так. Но большинство этих клеток отмирает в течение двух недель. И еще не показано, что эти клетки функционируют''.

     

    Кроме того, по мнению Cools, слишком рано заявлять, что тренировка головного мозга поможет сформировать новые цепочки, которые помогут решить проблемы, возникшие в связи с выпадением определенных функций. ''Некоторые исследования показывают, что сигнальная сеть мозга восстанавливается. Вопрос в том, новые ли это связи, или же речь идет об активации ранее существовавших, но пока не задействованных связей? Этого мы не знаем, но это различие очень существенное. Потому что если такой сети на настоящий момент нет, то и восстанавливать нечего''.

     

    Cools подводит краткий итог: ''Мы знаем, что мозг пластичен. Но как эта пластичность осуществляется и какую пользу мы из этого можем извлечь – пока совершенно неизвестно''.

     

     

    По материалам:

     

    Het soepele brein is een mythe. – de Volkskrant, 03.11.07, Sect. Kennis, p. 3

    Просмотров: 513 | Добавил: rasstus | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024