Жизнь современных детей постоянно усложняется
Специалисты: общество и время повышают требования к детям, и поэтому слабые места проявляются раньше
Бомбой, заложенной
под общество, называет председатель объединения детско-подростковых
служб (в структуре Министерства по делам семьи и детей – прим. перев.) Hans Kamps
эксплозивный рост количества проблемных подростков. Он предупреждает об
опасности появления ''дна общества'', и этого нельзя игнорировать.
Неужели же все так плохо с молодежью? И если проблемы существуют, что все-таки происходит на самом деле? Опрос специалистов в практике помощи подросткам и среди педагогов показывает, что специалисты согласны с мнением Kamps: ''в последние годы действительно количество запросов по поводу оказания помощи
детям и подросткам растет на 10-25% ежегодно. На листах ожидания помощи
стоят более 10.000 проблемных детей или детей в трудных жизненных
обстоятельствах. Растет количество детей, которых необходимо изъять из
семей; растет количество детей, неспособных закончить среднее
профессиональное образование; растет количество бездомных детей''.
Такое развитие событий вызывает беспокойство, - продолжает Kamps.
''Мы все время говорим об экономике знаний. Но посмотрите на цифры:
ежегодно 15 тысяч молодых людей уходят на пособия, как неспособные к
трудовой деятельности. Еще 5 тысяч ежегодно попадают в поле зрения
подростковых служб по работе с неблагополучными детьми, 10 тысяч - попадает в поле зрения детско-подростковых служб психического здоровья; 50
тысяч ежегодно не способны получить диплом об окончании школы. Я уже не
говорю о 110 тысячах детей, которые ежегодно становятся жертвами
жестокого отношения и злоупотреблений, и о 7 тысячах бездомных
подростков''.
''Разумеется,
между этими группами есть наложения. Но постепенно все меньше молодых
людей оказываются пригодными для экономики знаний. Это огромная
проблема, и ее нельзя недооценивать''. Сейчас специалисты предупреждают
власти: общество стало намного сложнее, и многим детям стало трудно в
него вписаться.
Профессор детской и подростковой психиатрии из Роттердамского университета Frank Verhulst
уже не первый год ведет исследования эмоциональных расстройств и
поведенческих проблем у детей и подростков. Он также сообщает об
огромном росте количества запросов на помощь в области психического
здоровья и рост количества молодых людей, получающих пособие в связи с
психическими ограничениями. Они не соответствуют современным
требованиям к работнику, они не способны работать ''в команде'', и еще
много других НЕ.
Но из его
исследования также следует, что ''в последние 20 лет не отмечается
роста случаев психических расстройств. То есть хуже с молодежью не
стало. С другой стороны, мы, конечно, сейчас требуем от наших детей
больше, а потому слабые места проявляются раньше. СДВГ проявляется
только тогда, когда требуется смирно сидеть за партой в школе, а не
когда ребенок бегает и играет на улице''.
''Если ребенок ведет себя не так, как другие дети, это значительно раньше бросается в глаза'', - замечает Gerard Gruppen,
много лет работающий в Амстердамской службе помощи подросткам.
''Раньше, если у ребенка была дислексия, никого это особенно не
беспокоило. Ну, будет уборщиком. А сейчас и уборщику необходимо
обладать способностью читать''.
Kees Bakker
из Нидерландского института исследований молодежи обращает внимание на
то, что современные подростки находятся под значительно более сильным
влиянием своих сверстников, а также телевидения и других медиа. Им
приходится перерабатывать большие объемы информации, и тот, кто
справляется с этой задачей хуже – выпадает. К тому же, по мнению Bakker,
общество стало менее терпимым. И дело не только в том, что психические
и социальные проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания с
гиперактивностью), аутизм и злоупотребления в отношении детей быстрее
распознаются – мы хотим, чтобы в отношении этих проблем были приняты
какие-то меры.
Подростковый врач Ben Rensen из системы психиатрической помощи г. Утрехта более
25 лет работает в небогатом районе города и видит там детей в трудных
жизненных обстоятельствах. ''Там живет много одиноких матерей, у
которых очень немного денег, и еще меньше времени для занятий со своими
детьми. Да к тому же продолжается разрушение системы специального
обучения, а условия обычной школы не подходят для детей с
поведенческими проблемами''.
Директор специальной школы для детей с серьезными трудностями в поведении Hedy Weijtens
отмечает увеличение количества детей, которым необходимо постоянное
сопровождение соответствующих специалистов. ''Многие родители чувствуют
себя бессильными в части воспитания своих ''трудных'' детей. Такие дети
могут функционировать только если за ними осуществляется постоянный
присмотр профессионалов''.
На ключевую роль
родителей в формировании личности ребенка указывает и профессор
клинической психологии Неймегенского университета Jan Derksen.
''Именно от родителей ребенок усваивает модели общения с другими
людьми. В период с 10 до 20 лет самая большая задача для родителей –
особенно родителей детей с трудностями поведения, - это сохранить
отношения теплой привязанности с ребенком. Получится – они сохранят
влияние на своего ребенка. Это трудно. Это требует напряжения, эмпатии,
иногда жестких мер. Вместо того чтобы с легкостью навешивать таким
детям ярлык болезни или расстройства, им надо помочь брать на себя
ответственность за свои поступки''.
С ним согласен Hans du Prie,
директор специальной школы ‘Горизонт’ для детей с трудным поведением.
''Раньше родитель был главным авторитетом и брал на себя
ответственность за воспитание. А сейчас сами родители превратились в
потребителей услуг образовательных заведений и служб помощи''.
Что делать дальше?
Здесь мнения различаются. Кому-то решение видится в лучшей координации
деятельности систем образования и помощи детям подросткам: ''Дети с 4 и
до 18 лет находятся в школе. Там нужно их наблюдать. Быть рядом и при
необходимости предлагать соответствующую помощь''. Другие считают, что
родители должны брать на себя больше ответственности за воспитание
детей и указывают на необходимость широкой общественной дискуссии по
вопросам воспитания. Третьи говорят о необходимости исследования точных
причин эксплозивного роста проблемных детей: ''Надо посмотреть, как так
получилось, что вся дополнительная помощь и внимание к этим проблемам в
течение последнего десятилетия не привели к уменьшению проблемы''.
Система психиатрической помощи для детей и подростков: надо избавиться от листов ожидания
В связи с
заявлением специалистов Министр по делам молодежи и семьи постановил
провести исследование причин увеличения количества проблемных детей в
Нидерландах. ''Все это хорошо, - замечает председатель ассоциации служб
психического здоровья Нидерландов Marleen Barth, - но что-то можно предпринять уже сейчас – обеспечить продолжительное инвестирование в быструю, доступную и адекватную помощь детям с психическими проблемами''.
Barth:
''В последние годы мы проходим один и тот же ритуал: получаем с мест
информацию о длинных листах ожидания для оказания помощи, оповещаем
власти, кабинет министров выделяет дополнительное финансирование на
один год. В 2007 предложение помощи возросло на 22%. Еще больше за эти
же деньги можно нарастить предложение амбулаторной помощи. Сейчас около
90% детей и подростков в системе детско-подростковой помощи в сфере
психического здоровья получают помощь в амбулаторных условиях. Это не
только дешевле – это означает больше мест. И, кроме того, эта форма
позволяет вовлечь в процесс лечения самого ребенка, его родителей и
иных членов семьи.
''И все-таки,
несмотря на принятые меры, в 2007 году листы ожидания для участия в
терапевтических программах выросли на 26%. Т.е. один ребенок идет на
лечение, а другой пополняет лист ожидания. В настоящее время в системе
детско-подростковой помощи в сфере психического здоровья лечится
120.000 детей. По данным Счетной палаты, потребность в психиатрической
помощи испытывают 150.000 детей.
''Многие считают,
что наши службы заняты в основном превращением ''беспокойных'' детей в
''спокойных''. Но мы как раз выступаем против ненужной медикализации
проблем ребенка. С другой стороны, сейчас мы значительно лучше и
быстрее распознаем СДВГ и расстройства аутистического спектра –
болезни, которые мы лучше и быстрее лечим. Накоплен профессиональный
опыт лечения детей с тяжелыми расстройствами пищевого поведения, детей
с психическими травмами после жестокого обращения и сексуальных
злоупотреблений, детей, страдающих от издевательств со стороны
сверстников, детей, педагогически запущенных, и детей со склонностью к
суициду. Это вовсе не проблемы ''от хорошей жизни'' в гедонистическом
обществе. Это болезни. Болезни, которые часто выступают в сочетании с
интеллектуальной недостаточностью и неблагоприятными
социально-экономическими условиями. Комплексные ситуации, которые
требуют комплексных решений''.
''Проблема с
листами ожидания мешает также реализации новой политики профилактики
рецидивов молодежной преступности. Речь идет о подростках, осужденных
за совершение серьезных деликтов. В этой группе своевременная и
адекватная психиатрическая помощь могут способствовать прекращению их
криминальной карьеры. Единственный способ решения проблемы – обеспечить
современную, своевременную и качественную помощь. А для этого
необходимо избавиться от листов ожидания''.
По материалам:
‘Malaise jeugd bom onder samenleving’. - de Volkskrant, 10.09.08, p.1
‘Kinderleven is steeds ingewikkelder’. - de Volkskrant, 11.09.08, p.3
Wachtlijsten in jeugd-ggz moeten weg. – de Volkskrant, 13.09.08, p.13
|