Как влияет боязнь терроризма на мнения и
воззрения граждан? Исследование, выполненное в Гронингенском
университете, показывает, что страх делает людей более конформными, но
при этом они настойчиво придерживаются собственной группы.
Человек – единственное существо, которое осознает
неотвратимость смерти. Ему приходится каждый день подавлять свой страх
перед смертью, иначе это будет не жизнь, а мучение. В то же время к
нему постоянно поступают напоминания, что он смертен, например, через
террористические атаки, стихийные бедствия или очередные похороны. В
таком случае он ищет утешения в собственной группе. Испуганный человек
– это человек-конформист со стереотипными идеями относительно людей
посторонних.
К такому выводу пришел в своем диссертационном
исследовании психолог Lennart Renkema из Гронингенского университета.
Тема его диссертации: ''Вместе перед лицом смерти: к пониманию
последствий смертельных угроз'' (англ. ориг. ''Facing death together:
understanding the consequences of mortality threats'').
Renkema развивает идеи теории управления страхом
[смерти], сформулированной в 1991 году американскими психологами
Solomon, Greenberg и Pyszczynski. Согласно этой теории, люди подавляют
свой страх перед смертью двумя способами.
Первый – когда люди используют в качестве буфера
для этого страха свой культурный образ мира. Они создают некую
символическую форму бессмертия, например, чувство принадлежности к
стабильной культуре, которая будет жить и процветать после их ухода.
При этом важную роль играет продолжение существования символов,
например, политических партий, крупных промышленных предприятий,
культурных ценностей или футбольных клубов. Очень динамичное общество,
в котором такие символы регулярно исчезают, вызывает беспокойство и
тревогу (страх).
Второй способ – когда люди подавляют свой страх
перед смертью поднятием чувства собственной значимости. Человек верит,
что он добросовестно и честно делает свое дело, и это его гарантия
бессмертия – на небесах или реинкарнация – или же фигуральное
продолжение существования: ''мой вклад в культуру меня переживет''.
В серии экспериментов Renkema исследовал связь
между страхом смерти и групповым поведением. Так, двум группам людей
показывали картину, и при этом им говорилось, что эта картина нравится
80% их соотечественников-нидерландцев. Одна группа перед экспериментом
получала напоминание о смерти в виде задания написать небольшой текст о
собственной смерти. Вторая группа получала задание написать текст о
своем поведении по отношению к телевизионным программам.
Большинство из тех, которым напомнили о смерти,
присоединились к мнению большинства. Им картина тоже понравилась. В
контрольной группе разброс мнений был заметно больше.
''Мы повторили этот эксперимент еще раз, сообщив
при этом, что картина нравится 80% японцев. В этом случае расхождений
между группами не было. В третьем эксперименте мы сказали, что картина
нравится 80% немцев. Тогда большинство из группы, получившей
напоминание о смерти, сочли эту картину отвратительной. Т.е. люди
подсоединяются лишь к своей собственной группе,'' -заключает Renkema.
Как показал другой эксперимент, страх смерти
способствует выбору в пользу крупных политических партий. Renkema дал
своим испытуемым прочитать фиктивное сообщение в газете о том, что
парковку впредь нельзя будет оплачивать монетами, а только карточкой.
''Если в газетном сообщении говорилось, что это
предложение исходило от крупной политической партии, то оно получало
сильную поддержку среди испытуемых, а если от мелкой – то,
соответственно, поддержка была меньшей. По крайней мере, среди
испытуемых, которым напомнили о смерти. В контрольной группе таких
отличий не отмечалось''.
Renkema также исследовал использование
стереотипов под влиянием страха смерти. ''Мы дали жителям Гронингена
прочитать статью об амстердамце, который учился в Гронингене. Его
поведение было неоднозначно, и его можно было интерпретировать как
настойчиво активное (assertive), а можно – и как агрессивное'', -
рассказывает он. ''Группа, которой до этого напомнили о смерти, чаще
прибегала к стереотипам, чем контрольная группа''.
Стереотипы можно использовать двумя способами,
поясняет Renkema – чтобы понять неоднозначную и трудную для понимания
ситуацию, и чтобы усилить чувство собственной значимости по отношению к
приезжему. ''В большинстве случаев испытуемые прибегали к позитивным и
негативным стереотипам. Это указывает на то, что люди используют
стереотипы, чтобы понять ситуацию. Только в случае, если студент из
Амстердама, с точки зрения жителей Гронингена, вел себя откровенно
угрожающим образом, испытуемые использовали только негативные
стереотипы с целью усилить чувство собственной значимости по отношению
к человеку из другого города, '' – говорит психолог.
Так рисует Renkema образ испытуемого, который под
воздействием страха смерти усиливает принадлежность к ''своей'' группе,
демонстрирует конформизм и использует стереотипы в отношении людей
извне. Похоже на портрет нидерландцев во времена кредитного кризиса и
антимусульманских выпадов одного из скандально известных политиков
(Вилдерс). ''Этого я не изучал, - говорит Renkema. – Но из других
исследований известно, что неуверенность ведет к конформизму и
использованию стереотипов. Неуверенность вызывает эффекты, подобные
эффектам, возникающим при напоминании о смерти''.
По материалам:
Samen bang is fijner dan alleen bang. – de Volkskrant, 07.03.09, Sect. Kennis, p. 5.
|