Среда, 24.04.2024, 03:54

«  Апрель 2010  »
19202122232425

• Главная » 2010 » Апрель » 15 » Стресс в ранней фазе жизни ''изменяет'' гены
    Стресс в ранней фазе жизни ''изменяет'' гены

Early life stress ‘changes’ genes / Стресс в ранней фазе жизни ''изменяет'' гены

Исследование, выполненное на мышах, указывает на влияние ранней травмы и стресса на гены, и вероятность развития поведенческих проблем. Влияние долговременного воздействия стресса на новорожденных мышей ученые описывают в журнале Nature Neuroscience. Мыши в стрессе производят гормоны, которые ''изменяют'' их гены и воздействуют на их поведение, причем эти изменения сохраняются на всю жизнь. Данная работа может оказаться ключевой в понимании того, как стресс и травма в раннем периоде жизни может привести к проблемам в старшем возрасте. Руководителем исследования является Christopher Murgatroyd – ученый из Института психиатрии Макса Планка в Мюнхене. Он объяснил в своем интервью, что данное исследование на молекулярном уровне точно показывает, как стрессовые переживания в раннем периоде жизни могут ''программировать'' поведение в долговременной перспективе. В ходе исследования ученые вызывали стресс у новорожденных мышей и отслеживали, как эти переживания влияли на их последующую жизнь. ''Мы ежедневно на протяжении 10 дней отделяли мышат на три часа от матери. Это был очень легкий стресс, и он не влиял на их питание, но они чувствовали себя оставленными''. Ученые обнаружили, что мыши, которые пережили ''оставленность'' в ранней фазе жизни, впоследствии на протяжении всей жизни были в меньшей мере способны справляться со стрессовыми ситуациями. У этих стрессированных мышей также было хуже с памятью. Д-р Murgatroyd объясняет эти эффекты ''эпигенетическими изменениями'', когда ранние переживания стресса по сути изменили ДНК некоторых генов животных. ''Это двухступенчатый механизм'', - говорит Murgatroyd. Во время переживания стресса мышата дают высокие уровни гормонов стресса. Эти гормоны ''пощипывают'' ДНК гена, который кодирует специфический гормон стресса – вазопрессин. ''На гене вазопрессина остается постоянная отметка, и он запрограммирован продуцировать высокие уровни гормона в последующей жизни''. Исследователям удалось показать, что за поведенческими проблемами и проблемами с памятью стоит вазопрессин. Когда взрослым мышам давали препарат, который блокировал эффекты этого гормона, их поведение возвращалось к норме. Данная работа была выполнена на мышах, но ученые так же исследуют, как детская травма у человека может привести к таким проблемам, как депрессия. На настоящий момент имеются серьезные основания, чтобы говорить о том, что злоупотребления в отношении детей младенческого возраста или их запущенность (отсутствие внимания) способствуют развитию таких психиатрических заболеваний, как депрессия, заметил по этому британский эксперт проф. Hans Reul.

- BBC World, 09.11.09 (Соединенное Королевство)