Не говорите подвижному ребенку ''Сиди спокойно!''
Нейропсихолог Jelle Jolles рассказывает, как лучше взращивать таланты детей, а также о различиях в педагогических подходах к мальчикам и девочкам.
Профессор Jelle Jolles (Свободный университет
Амстердама) занимается вопросами нейропсихологического развития детей
применительно к обучению и воспитанию, а также исследованиями
индивидуальных различий, например, между мальчиками и девочками.
- Что следует знать родителям о нейропсихологическом развитии своего ребенка?
Jolles: ''Следует знать, что созревание головного
мозга завершается в возрасте старше 20 лет. Для созревания мозга
необходимы раздражители извне. То есть, качество воздействий со стороны
родителей, учителей, соседей, бабушек и дедушек, друзей и приятелей
определяет степень развития талантов ребенка. Стресс влияет
отрицательно. Позитивной является такая среда, в которой ребенок
чувствует себя в безопасности, в которой он получает эмоциональную
поддержку, которая предлагает ему интеллектуальные и социальные вызовы, и
в которой в достаточной мере удовлетворяется природная склонность детей
испытать что-то новое.
Также важно знать, что развитию головного мозга
способствуют позитивные стимулы и вызовы из окружающей среды – дома и в
школе, но здесь есть свои границы. Не на пользу социальному и
эмоциональному развитию ребенка, если он вынужден все время тянуться за
хорошими оценками, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Дети
должны много играть – так они учатся социальному функционированию. У
подросткового бесцельного болтания на улицах тоже есть важная социальная
функция. Открыты особые клетки головного мозга, которые необходимы для
развития способности хорошо понимать намерения других; это так
называемые зеркальные нейроны''.
- А что следует знать педагогам?
Jolles: ''Следует знать, что существуют большие
индивидуальные различия в развитии головного мозга. Если мы возьмем сто
детей восьмилетнего возраста, или любого другого, то там будут дети,
которые сравнительно опережают других, например, в школьном обучении. И
также есть дети, которые несколько отстают. Достижения в учебе на данный
момент времени не являются показателем конечного уровня, которого
достигнет ребенок. Но здесь есть опасность, что ребенок, который
несколько отстает, рискует отстать еще больше в силу обстоятельств,
которые никак не связаны с наличием у него талантов. Это может
произойти, если перед ребенком не будут ставиться вызовы.
Педагог также должен понимать, что учащиеся
проходят интенсивный процесс созревания. Иногда кажется, что ребенка
невозможно ''сдвинуть с места'', и он не хочет понимать происходящего.
Следует помнить, что для ''качественного созревания'' головному мозгу
ребенка требуется активное управление и вдохновение''.
- Вы считаете, что знание о развитии головного
мозга недостаточно используется в системе образования. На основании чего
Вы делаете такой вывод?
Jolles: ''Я часто читаю лекции и провожу семинары в школах и нередко научные знания являются откровением
для школьной аудитории. И в то же время, новое знание отражает то, что
многие педагоги уже предполагали на основании своего практического
опыта. Например, у многих мальчиков (и некоторых девочек), по достижении
возраста 7 лет повышается моторная активность. Это обусловлено быстрым
развитием мышечной и костной системы. При этом у многих детей мозг еще в
недостаточной степени способен контролировать двигательную активность, и
поэтому часто создается впечатление о неуправляемой моторной
активности. На самом-то деле с ними все в порядке, но как часто
подвижные дети слышат в свой адрес ''Не вертись! Сиди тихо!''. Это
означает требовать от них невозможного, того, что они не в состоянии
выполнить, и в результате формировать в них чувство отверженности. Для
таких детей лучше всего ограниченное время – 15-20 минут – работать
собранно, а потом дать им несколько минут на то, чтобы сбросить моторное
беспокойство''.
- Мальчики, в среднем, последовательно показывают ухудшение успеваемости в школе. Насколько это серьезно?
Jolles: ''Да, девочки стали умнее, и это хорошо,
но и мальчики тоже имеют право на оптимальное раскрытие своих талантов и
способностей. Многие мальчики обладают навыками, которые очень важны
для общества. В них проявляется склонность к исследованиям и
экспериментированию. Эти качества многое дают, например,
пространственное восприятие и смелость – качества, которые недостаточно
востребованы и недооценены в современном образовании, ориентированном на
изучение языков. Такое неусидчивое и исследовательское поведение,
характерное для многих мальчиков, нередко расценивается как неудобное и
доставляющее хлопоты. Но обществу нужны такие непоседы! Именно они
совершают открытия, они становятся предпринимателями, они создают
предприятия''.
- Что должно случиться в системе школьного образования, чтобы радикально изменить ситуацию для мальчиков?
Jolles: ''Прежде всего, надо посмотреть, какие
возможности имеются в рамках существующей системы обучения. Так,
например, в средней школе от учащихся требуется большая
самостоятельность и способность планировать свою работу. Научные
исследования показывают, что многие подростки до этого еще не дозрели.
Здесь девочки несколько опережают мальчиков. Но в целом, подростки
нуждаются в усилении структуры занятости и сопровождении.
У учителей также должны быть возможности
удерживать внимание мальчиков. Здесь помогает визуализация учебного
материала, что, кстати, на пользу и девочкам – она способствует
формированию пространственного восприятия. Визуализация способствует
лучшему сохранению информации и более легкому ее извлечению.
Конечно, не существует одного единственного
универсального решения, которое бы подходило для всех мальчиков –
слишком велики индивидуальные различия. Но совершенно очевидно, что
мальчикам требуется больше двигательной активности, больше вызовов и
больше управления. Все это можно обеспечить в классе, хоть со следующего
дня. Важнее всего, чтобы педагоги заинтересовались научными данными, но
не менее важно, чтобы они трансформировали собственные знания и опыт в
вопросы к науке. Наш исследовательский центр ''Мозг и обучение'' с
удовольствием бы выслушал, что они конкретно делают, и каковы их
результаты''.
- Вы призываете к усилению сотрудничества между родителями и учителями?
Jolles: ''Учителя и родители могут усилить обмен
информацией о детях, и обе стороны могут использовать эту информацию –
как во время занятий в школе, так и в процессе воспитания дома. Имеет
место ненужная поляризация между родителями и учителями, результатом
которой является фрустрация у обеих сторон. Надо научиться быть
партнерами и обмениваться информацией во благо развития детей''.
- Вы можете привести конкретные примеры?
Jolles: ''Уже 30 лет известно, что в мозге
подростков к окончанию детского возраста происходят изменения, связанные
с определенными гормонами и с центром сна головного мозга. По этой
причине поступает гормональный сигнал, что они должны ложиться спать
позже. Многие родители сталкиваются с тем, что их дети всю неделю
слишком поздно отправляются спать. А утром они опаздывают в школу или на
первых уроках сидят сонными. Школа должна информировать родителей о
современных представлениях о сне. И важно, чтобы родители раньше
отправляли своих детей спать. Как показывает наш опыт, родители с
облегчением слышат, что дети нуждаются в усилении структурирования их
занятости, да и режима дня в целом. Подростки в этом возрасте еще не в
состоянии что-либо определять для себя, чаще всего они получают эту
степень свободы от своих родителей''.
- Если у родителей и педагогов нет современных
знаний о развитии детей, означает ли это, что таланты детей так и
останутся нераскрытыми?
Jolles: ''Нет. Известно много примеров, когда дети
оставались без поддержки и сопровождения, но позднее, в более старшем
возрасте, при получении поддержки, добивались успехов и положения в
обществе. Мы обязаны помогать детям, принадлежащим к группам риска,
развивать имеющиеся у них способности и таланты''.
- Говорят, что мозгу ученика на пользу ежедневная доза Омеги-3 и авокадо?
Jolles: ''Рассказы о пользе Омеги и авокадо –
преувеличение. В целом, для развивающегося мозга велика роль хорошего
питания. Это означает не очень много сахара и жиров в ненужные моменты.
Завтрак – да, но никаких булочек и конфет в 10 утра потому, что хочется
есть''.
По материалам:
Zegen niet ‘zit stil’ tegen druk kind. – De Volkskrant, 28.04.10, p. 9.
|