Вся психиатрия
Среда, 24.04.2024, 03:25
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2010 » Ноябрь » 25 » Не говорите подвижному ребенку ''Сиди спокойно!''
    19:56
    Не говорите подвижному ребенку ''Сиди спокойно!''

    Не говорите подвижному ребенку ''Сиди спокойно!''

    Нейропсихолог Jelle Jolles рассказывает, как лучше взращивать таланты детей, а также о различиях в педагогических подходах к мальчикам и девочкам.

    Профессор Jelle Jolles (Свободный университет Амстердама) занимается вопросами нейропсихологического развития детей применительно к обучению и воспитанию, а также исследованиями индивидуальных различий, например, между мальчиками и девочками.

    - Что следует знать родителям о нейропсихологическом развитии своего ребенка?

    Jolles: ''Следует знать, что созревание головного мозга завершается в возрасте старше 20 лет. Для созревания мозга необходимы раздражители извне. То есть, качество воздействий со стороны родителей, учителей, соседей, бабушек и дедушек, друзей и приятелей определяет степень развития талантов ребенка. Стресс влияет отрицательно. Позитивной является такая среда, в которой ребенок чувствует себя в безопасности, в которой он получает эмоциональную поддержку, которая предлагает ему интеллектуальные и социальные вызовы, и в которой в достаточной мере удовлетворяется природная склонность детей испытать что-то новое.

    Также важно знать, что развитию головного мозга способствуют позитивные стимулы и вызовы из окружающей среды – дома и в школе, но здесь есть свои границы. Не на пользу социальному и эмоциональному развитию ребенка, если он вынужден все время тянуться за хорошими оценками, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Дети должны много играть – так они учатся социальному функционированию. У подросткового бесцельного болтания на улицах тоже есть важная социальная функция. Открыты особые клетки головного мозга, которые необходимы для развития способности хорошо понимать намерения других; это так называемые зеркальные нейроны''.

    - А что следует знать педагогам?

    Jolles: ''Следует знать, что существуют большие индивидуальные различия в развитии головного мозга. Если мы возьмем сто детей восьмилетнего возраста, или любого другого, то там будут дети, которые сравнительно опережают других, например, в школьном обучении. И также есть дети, которые несколько отстают. Достижения в учебе на данный момент времени не являются показателем конечного уровня, которого достигнет ребенок. Но здесь есть опасность, что ребенок, который несколько отстает, рискует отстать еще больше в силу обстоятельств, которые никак не связаны с наличием у него талантов. Это может произойти, если перед ребенком не будут ставиться вызовы.

    Педагог также должен понимать, что учащиеся проходят интенсивный процесс созревания. Иногда кажется, что ребенка невозможно ''сдвинуть с места'', и он не хочет понимать происходящего. Следует помнить, что для ''качественного созревания'' головному мозгу ребенка требуется активное управление и вдохновение''.

    - Вы считаете, что знание о развитии головного мозга недостаточно используется в системе образования. На основании чего Вы делаете такой вывод?

    Jolles: ''Я часто читаю лекции и провожу семинары в школах и нередко научные знания являются откровением для школьной аудитории. И в то же время, новое знание отражает то, что многие педагоги уже предполагали на основании своего практического опыта. Например, у многих мальчиков (и некоторых девочек), по достижении возраста 7 лет повышается моторная активность. Это обусловлено быстрым развитием мышечной и костной системы. При этом у многих детей мозг еще в недостаточной степени способен контролировать двигательную активность, и поэтому часто создается впечатление о неуправляемой моторной активности. На самом-то деле с ними все в порядке, но как часто подвижные дети слышат в свой адрес ''Не вертись! Сиди тихо!''. Это означает требовать от них невозможного, того, что они не в состоянии выполнить, и в результате формировать в них чувство отверженности. Для таких детей лучше всего ограниченное время – 15-20 минут – работать собранно, а потом дать им несколько минут на то, чтобы сбросить моторное беспокойство''.

    - Мальчики, в среднем, последовательно показывают ухудшение успеваемости в школе. Насколько это серьезно?

    Jolles: ''Да, девочки стали умнее, и это хорошо, но и мальчики тоже имеют право на оптимальное раскрытие своих талантов и способностей. Многие мальчики обладают навыками, которые очень важны для общества. В них проявляется склонность к исследованиям и экспериментированию. Эти качества многое дают, например, пространственное восприятие и смелость – качества, которые недостаточно востребованы и недооценены в современном образовании, ориентированном на изучение языков. Такое неусидчивое и исследовательское поведение, характерное для многих мальчиков, нередко расценивается как неудобное и доставляющее хлопоты. Но обществу нужны такие непоседы! Именно они совершают открытия, они становятся предпринимателями, они создают предприятия''.

    - Что должно случиться в системе школьного образования, чтобы радикально изменить ситуацию для мальчиков?

    Jolles: ''Прежде всего, надо посмотреть, какие возможности имеются в рамках существующей системы обучения. Так, например, в средней школе от учащихся требуется большая самостоятельность и способность планировать свою работу. Научные исследования показывают, что многие подростки до этого еще не дозрели. Здесь девочки несколько опережают мальчиков. Но в целом, подростки нуждаются в усилении структуры занятости и сопровождении.

    У учителей также должны быть возможности удерживать внимание мальчиков. Здесь помогает визуализация учебного материала, что, кстати, на пользу и девочкам – она способствует формированию пространственного восприятия. Визуализация способствует лучшему сохранению информации и более легкому ее извлечению.

    Конечно, не существует одного единственного универсального решения, которое бы подходило для всех мальчиков – слишком велики индивидуальные различия. Но совершенно очевидно, что мальчикам требуется больше двигательной активности, больше вызовов и больше управления. Все это можно обеспечить в классе, хоть со следующего дня. Важнее всего, чтобы педагоги заинтересовались научными данными, но не менее важно, чтобы они трансформировали собственные знания и опыт в вопросы к науке. Наш исследовательский центр ''Мозг и обучение'' с удовольствием бы выслушал, что они конкретно делают, и каковы их результаты''.

    - Вы призываете к усилению сотрудничества между родителями и учителями?

    Jolles: ''Учителя и родители могут усилить обмен информацией о детях, и обе стороны могут использовать эту информацию – как во время занятий в школе, так и в процессе воспитания дома. Имеет место ненужная поляризация между родителями и учителями, результатом которой является фрустрация у обеих сторон. Надо научиться быть партнерами и обмениваться информацией во благо развития детей''.

    - Вы можете привести конкретные примеры?

    Jolles: ''Уже 30 лет известно, что в мозге подростков к окончанию детского возраста происходят изменения, связанные с определенными гормонами и с центром сна головного мозга. По этой причине поступает гормональный сигнал, что они должны ложиться спать позже. Многие родители сталкиваются с тем, что их дети всю неделю слишком поздно отправляются спать. А утром они опаздывают в школу или на первых уроках сидят сонными. Школа должна информировать родителей о современных представлениях о сне. И важно, чтобы родители раньше отправляли своих детей спать. Как показывает наш опыт, родители с облегчением слышат, что дети нуждаются в усилении структурирования их занятости, да и режима дня в целом. Подростки в этом возрасте еще не в состоянии что-либо определять для себя, чаще всего они получают эту степень свободы от своих родителей''.

    - Если у родителей и педагогов нет современных знаний о развитии детей, означает ли это, что таланты детей так и останутся нераскрытыми?

    Jolles: ''Нет. Известно много примеров, когда дети оставались без поддержки и сопровождения, но позднее, в более старшем возрасте, при получении поддержки, добивались успехов и положения в обществе. Мы обязаны помогать детям, принадлежащим к группам риска, развивать имеющиеся у них способности и таланты''.

    - Говорят, что мозгу ученика на пользу ежедневная доза Омеги-3 и авокадо?

    Jolles: ''Рассказы о пользе Омеги и авокадо – преувеличение. В целом, для развивающегося мозга велика роль хорошего питания. Это означает не очень много сахара и жиров в ненужные моменты. Завтрак – да, но никаких булочек и конфет в 10 утра потому, что хочется есть''.

    По материалам:

    Zegen niet ‘zit stil’ tegen druk kind. – De Volkskrant, 28.04.10, p. 9.

    Просмотров: 305 | Добавил: rasstus | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024